Как грамотно начать урок: три принципа Роберта Ганье

14 Октябрь 2016
Учителю

Следующая статья:

Обучение

В данной статье мы поговорим о некоторых принципах построения урока, разработанных американским психологом Робертом Ганье. В 1940-50х годах 20 века этот учёный внёс немалый вклад в быстрое и эффективное обучение пилотов США, и его разработки касательно быстрого и эффективного обучения представляют немалый интерес. Однако прежде чем перейти к принципам Ганье, давайте посмотрим на преподавателя английского языка в целом.

Без сомнения, учитель исполняет множество ролей. Он собеседник, помощник, тренер, психолог и мастер. Все эти роли важны в определённые моменты и до определённой степени. Многие из этих ролей достаточно очевидны. Вы ходите по аудитории, вы слушаете и даёте комментарий, вы объясняете новый материал и прекрасно проводите время вместе со своими студентами.

Тем не менее, одна из наиболее важных ролей исполняется без участия студентов. Догадываетесь, какая? Роль составителя урока, планирование – это то, что требует уединения и тишины. Вам нужно сконцентрироваться и подумать о ваших учениках, целях, материале и о том, как максимально ясно этот материал донести. Иногда вместо одиночества вы предпочитаете компанию коллег, и это тоже правильно. Профессиональная дискуссия может подарить вам несколько бесценных идей, а чужой опыт пригодится в собственной работе. Итак, какой способ создания урока вы выбираете, не так важно. Важно другое: план должен быть написан. Каковы элементы хорошего плана, а значит, и хорошего урока?

Теперь-то мы и вернёмся к Роберту Ганье и рассмотрим его теорию планирования урока. Она состоит из 9 пунктов. Это не значит, что все 9 должны учитываться непосредственно вами. Вы должны помнить, что имея дело с поведением человека, не можете опираться на «железные», неколебимые, раз и навсегда установленные правила. В реальной учебной ситуации вы можете что-то пропустить или, например, поменять местами, исходя из собственного видения ситуации. Что действительно важно в принципах Ганье, так это общее понимание процесса обучения: ученики не получаю информацию пассивно. Их головы – это не пустые сосуды, в которые нужно влить список неправильных глаголов и времена. Учитель должен стимулировать студента и делать процесс обучения проще, подавая информацию предельно ясно и красиво её «сервируя».

Давайте обсудим три принципа Ганье, которые следует применять в начале урока. Первый принцип: перед тем как начать объяснение материала учитель должен привлечь внимание и интерес учеников. Второй принцип: необходимо информировать студентов о целях урока. Наконец, третий принцип гласит: освежите материал, пройденный на предыдущем уроке, заставьте студентов вспомнить уже изученное.

Теперь посмотрите на каждый из этих принципов в отдельности. И позвольте мне задать вам несколько вопросов. Привлечение внимания… Это вроде понятно. Когда вы начинаете урок, вы должны заставить студентов увидеть вас и сконцентрироваться на материале. Но что это значит – «привлечь внимание»? Значит ли это просто заставить студентов замолчать? Конечно, нет. Вот почему выше мы написали: «учитель должен привлечь внимание и интерес». Слово «интерес», как вы понимаете, в этой фразе не случайно.

Второй шаг – информирование о целях. Почему это важно? Потому что студенты, имеющие представление о том, зачем им нужен конкретный, сегодняшний урок, будут учить язык лучше. Они видят результат, к которому следует устремиться, а не смутно представляют себе, чем занимаются на уроке. Опять же, возникает вопрос формулировки: достаточно ли просто перечислить цели? Как лучше их сформулировать? Как преподнести? Можно рассказать о целях с самого начала, а можно поработать со студентами предварительно, чтобы через какое-то время ученики сами их озвучили. Формулируя цели урока, следует также учитывать общность между вашими целями и целями студентов: постарайтесь построить высказывание так, чтобы из него ученики поняли, почему им важно узнать предлагаемую в уроке информацию.

Наконец, третий шаг: помочь ученикам вспомнить то, что было пройдено уроком раньше. Мы должны понимать, что ученики уже знают. Что закрепилось в их памяти, а что требует дополнительного «прогона»? Нужно вовлечь студентов в дискуссию. Не бросайтесь сразу в объяснение нового материала. Лучше, написав на доске слова, уже выученные и новые, спросить учеников, какие слова им известны, а какие нет. Это хороший мост между старым материалом и новой темой. Как ещё можно стимулировать память студентов? Над этим тоже можно подумать отдельно.

Три шага, описанных выше, важны для каждого урока. Их внедрение в план урока обязательно для успешного обучения. Другой вопрос – пути этого внедрения. В статье мы описали лишь несколько. Конечно, их гораздо больше. Всё зависит от опыта, профессионализма и, конечно, творческого начала в преподавателе. Итак, как вы привлекаете внимание студентов? Как формулируете цели? Как стимулируете память? И делаете ли это вообще? Вот те вопросы, которые требуют долгого и тщательного осмысления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Выделите вопрос, ответ в котором считаете не правильным.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

На ту же тему
Поделитесь своим мнением

egovreader © 2016 Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: