По урочные планы 5 класс литературное чтение в казахских школах

Предназначены учителям 5 класса преподающих в школах с казахским языком обучения. Всего 34 урока с названиями тем. Поделены на 4 страницы, каждая страница имеет содержание с названиями тем, для удобства поиска по материалу.

Календарные планы к этим урокам

Страницы:

Первая страница: уроки 1-10

Вторая страница: уроки 11-20

Третья страница: уроки 21-30

Четвертая страница: уроки 30 -34

Переключение между страницами внизу

Урок № 1 Тема урока: Что такое художественная литература? Осенние стихи.

Цели урока: 1. познакомить с понятием «художественная литература», с особенностями художественного текста; научить учащихся отличать худ. текст от текстов другого стиля.

  1. 2. развивать умения правильно произносить слова, правильно интонировать и выразительно читать стихотворения, видеть красоту осенней природы.
  2. воспитание эстетических вкусов   

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: ассоциация, эссе, стратегия «Т-схема», беседа, мини-диспут

Оборудование: иллюстрации на тему осени

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, вам нравится осень? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?

  1. Ассоциация к слову

ОСЕНЬ

 

  1. Чтение текстов об осени. Откройте учебники на странице 4 и прочитайте тексты об осени.

-Какие из этих текстов можно отнести к художественной литературе?

-Откуда может быть взят первый текст? Охарактеризуйте язык этого текста: есть ли в нем точные сведения, факты, цифры?

-Есть ли во втором тексте образные слова и выражения?

-Какие чувства выражены в этом тексте?

-Что вы узнали о русском лесе, о русской осени?

  1. Напишите эссе на тему: «Осень в моем поселке».
  2. Знакомство с понятием «Художественная литература» стр.6

Художественная литература – это вид искусства, который отражает жизнь при помощи слова (худ. языка). Худ. произведения показывают жизнь людей прошлых времен, современных людей и людей будущего. Худ. произведения не только дают нам знания о жизни героев, о времени, в котором они жили, но и вызывают у нас разные чувства, когда мы читаем эти произведения. Мы радуемся за героев, переживаем за них, огорчаемся или восхищаемся. Это происходит потому, что худ. произведения великих писателей и поэтов так написаны, что мы не можем оставаться равнодушными к тому, о чем они пишут. Худ. произведения нужно читать очень внимательно, ничего не пропуская.

  1. Чтение стихов об осени на стр. 6-9 «Ласточки пропали», «Радость», «Сегодня первое число».

А)Беседа по вопросам к текстам стих-ий.

Б)Работа над произношением трудных слов

В) Объяснить смысл пословицы: Ученье и труд вместе живут

  V.Закрепление материала

  1. Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.
  2. Мини-диспут «Осень – это самое лучшее время года».
  3. VI. Домашнее задание:
  4. выразительно прочитать стихотворения об осени
  5. выучить 1 стих-ие наизусть
  6. сделать рисунки к теме осени
  7. выполнить задание №3 стр.9
  8. словарная работа

   VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

Урок № 2 Тема урока: Д. Досжанов. «Родник»

Цели урока: 1. познакомить с рассказом Д.Досжанова «Родник»; научить распознавать в тексте эпитеты и сравнения.

  1. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
  2. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, анализ текста

Оборудование: портрет Д.Досжанова

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

  1. выразительно прочитать стихотворения об осени
  2. выучить 1 стих-ие наизусть
  3. сделать рисунки к теме осени
  4. выполнить задание №3 стр.9
  5. словарная работа
  6. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с рассказом Д.Досжанова «Родник». Внимательно слушайте текст, обращая внимание на произношение слов, интонацию.

  1. Чтение текста учителем или лучшим учеником.
  2. Работа над правильным произношением слов: проплывающие, взобралось, обругала, вскипает, с обрыва, волны, в овраг, свист ветра.
  3. Работа по тексту.

Беседа по вопросам:

-Как автор описывает родник? Что он думает, глядя на него?

-С каким чувством мальчик слушает «рассказ родника»

-Почему он называет его «нескончаемым»?

-О чем ему напоминает горный поток?

-Что он в нем слышит?

-С чем сравнивает родничок?

              V.Закрепление материала

А) Вспомните, что такое эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте и запишите их в тетради.

Б) Прочитайте слова бабушки в конце рассказа. Почему она так сказала? Запишите их в тетради.

  1. VI. Домашнее задание:
  2. прочитать рассказ стр.10-12
  3. пересказать содержание

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

Урок № 3 Тема урока:  Дикие звери и птицы Казахстана

Цели урока: 1.  Познакомить учащихся с текстом о диких зверях и птицах Казахстана;

  1. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
  2. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ текста

Оборудование:  иллюстрации зверей и птиц Казахстана

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

  1. прочитать рассказ стр.10-12

2.пересказать содержание

 

  1. IV. Объяснение нового материала
  2. Составление таблицы «Птицы и животные Казахстана»
Птицы Животные
 

 

 

  1. Чтение текста учителем или лучшим учеником.
  2. Дополните начатую таблицу новыми сведениями.
  3. Работа над правильным произношением слов: исчезли, взяли под охрану, в сохранении.
  4. Работа по тексту.

Беседа по вопросам:

-Для чего создаются заповедники?

-Какие заповедники есть в Казахстане?

-О каких птицах и зверях говорится в тексте?

              V.Закрепление материала

А) Прочтите самостоятельно текст про снежного барса, стр. 13

Б) Ответьте на вопросы:

-Что вы узнали о снежном барсе?

-Почему сокращается число барсов?

-Чем отличаются заповедники от зоопарков?

-Можно ли два текста отнести к художественной литературе?

  1. VI. Домашнее задание:
  2. прочитать тексты на стр. 12,13
  3. пересказать содержание

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

Урок № 4 Тема урока: С. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды »

Цели урока: 1. познакомить с рассказом  С. Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»;

  1. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу;
  2. воспитание желание совершать только хорошие поступки, дела, приносящие людям пользу и радость, осознавать свою важность и значимость существования на земле.

Тип урока:  изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ текста, стратегии «ключевые слова» и диаграмма Венна

Оборудование:  иллюстрации ёжика и медвежонка

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

1.прочитать тексты на стр. 12,13

2.пересказать содержание

  1. IV. Объяснение нового материала
  2. Работа с ключевыми словами (Составьте сказку, используя данные слова)

 

Медвежонок Ёжик
звёзды веник, тряпочка

 

2.Учащиеся читают свои сказки.

  1. Чтение сказки С. Козлова учителем или лучшим учеником.
  2. Диаграмма Венна (Что общего и разного в вашей сказке и сказке С. Козлова?)

 

Моя сказка Сказка автора

 

              V.Закрепление материала.

Беседа по вопросам:

-Можно ли текст назвать сказкой?

-Какие признаки сказки есть у этого текста?

-Что необычного у этого текста?

-Почему Медвежонку и  Ёжику так важно, чтобы звёзды не потускнели?

-О чём они думали? Что удивительного и необычного в их думах?

-Что, по-вашему, хотел сказать автор сказки?

  1. VI. Домашнее задание:
  2. прочитать сказку, стр.14-15
  3. пересказать содержание

           VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

 

 

 

Урок №5 Тема урока: С.Я.Маршак. Сказка про короля и солдата

Цели урока: 1. познакомить учащихся со сказкой С.Я.Маршака «Сказка про короля и солдата»; проследить над рифмой и ритмом стих-ия.

  1. 2. развивать умения выразительно читать, правильно интонируя текст с диалогами; восстановить в памяти знания о рифме и ритме в стихотворении.
  2. воспитание простоте и нравственности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: диаграмма Венна, ролевое чтение, беседа.

Оборудование: портрет С.Я.Маршака

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

  1. чтение текстов на стр. 12-13
  2. пересказ содержания
  3. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, вы с детства знакомы со многими из сказок. Как они пишутся: прозой или стихами? Чем проза отличается от стихов?

  1. Диаграмма ПРОЗА ……………………СТИХИ
  2. Чтение стих-ия «Сказка про короля и солдата»
  3. Беседа по содержанию:

-Кто с кем поспорил?

-У кого они решили спросить?

-Как и когда вышли солдат с королем?

-Кого они встретили?

-Что они спросили у свинопаса?

-Что ответил свинопас?

-Кто оказался главней? Почему?

  1.    Найдите рифмующиеся строки. (пойдем- королем, важней – людей и т.д.)

           V.Закрепление материала

  1. Прочитайте стих-ие по ролям, правильно интонируя разговор между королем и солдатом, а также свинопасом.
  2. Понравилось ли оно вам? Аргументируйте ваш выбор.
  3. VI. Домашнее задание:
  4. выразительно прочитать стих-ие ( если понравилось, выучить наизусть)

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

 

 

Урок № 6 Тема урока: В.Данько. Дождик, деревце и мальчик

Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения В.Данько «Дождик, деревце и мальчик».

  1. 2. развивать воображение, творческие способности, умения свободно излагать свои мысли.
  2. 3. воспитание коммуникабельности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: интерактивная игра «Найди лишнее слово», беседа, эссе

Оборудование:

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

  1. прочитать стихотворение С.Я.Маршака «Сказка про короля и солдата» или выучить наизусть (по желанию)
  2. выполнить задание №2 стр.17
  3. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, перед вами три слова ДОЖДИК   ДЕРЕВЦЕ   МАЛЬЧИК

Найдите лишнее слово. Например, лишнее слово деревце, потому что дождик и мальчик мужского рода. Лишнее слово – мальчик, потому что деревце и дождик неодушевленные существительные и т.д.

2.Чтение стихотворения учителем или лучшим учеником.

  1. Беседа по содержанию произведения:

-В какое время года происходит событие?

-Какая погода стоит на улице?

-Каким представляете мальчика (возраст, внешность)?

-Как относится к нему автор?

-На какие части делится стихотворение?

-Какую роль играют слова и выражения, употребленные в переносном значении?

-Если бы вы захотели сделать рисунки к тексту, какие краски вы бы выбрали?

                  V.Закрепление материала

1.Чтение стихотворения учащимися

2.Задание по тексту: найдите в тексте приметы времени года

  1. творческая работа

А) написать эссе «Природа родного края»

Б) найти в тексте рифмующиеся строки.

  1. VI. Домашнее задание:
  2. выразительно прочитать стихотворение
  3. сделать иллюстрации к прочитанному

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

 

Урок № 7 Тема урока: И.Бунин. Лес, точно терем расписной

Цели урока: 1. познакомить с описанием осени в стихотворении Ивана Бунина «Лес, точно терем расписной».

  1. 2. развивать умения выразительно читать; грамотно и свободно излагать свои мысли.
  2. воспитание эстетических вкусов

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: диаграмма Венна, беседа

Оборудование: иллюстрации

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

  1. выразительное чтение стих-ия «Дождик, деревце и мальчик»
  2. нарисовать иллюстрации
  3. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, что такое ЛЕС? Что там находится? Бывали ли вы когда-нибудь в лесу?

  1. Сравните:
ЛЕС ГОРЫ
Деревья

Птицы поют

Звери обитают

Уютно

Камни

Крутые склоны

Дикие животные

Пусто

 

  1. Чтение стих-ия учителем

А) объяснение значений трудных слов

Б) ответы на вопросы:

-Какие краски использует автор, чтобы передать красоту осеннего леса?

-Приходилось ли вам видеть такой лес?

-Как вы поняли последние две строчки?

                    V.Закрепление материала

     Выполните задание:1. выпишите из текста все эпитеты

  1. найдите сравнения
  2. составьте диаграмму Венна

Лес летом   ……………….   Лес осенью

 

  1. VI. Домашнее задание:
  2. выразительно прочитать стих-ие
  3. сделать к стихотворению иллюстрацию

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

Урок № 8 Тема урока: Ф.Тютчев. Чародейкою зимою

Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения «Чародейкою зимою» Ф.И.Тютчева; с красотой изображения русской зимы.

  1. 2. развивать умения выразительно читать, находить сказочные слова в тексте.
  2. 3. воспитание чувства прекрасного

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: ассоциация, пятистишие, стратегия «Т- схема»

Оборудование: иллюстрации на тему зимы

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

Выразительное чтение стих-ия «Лес, точно терем расписной»

  1. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, что вам приходит на ум, когда слышите слово ЧАРОДЕЙКА? (составить ассоциацию)

  1. В каких произведениях вы встречали чародеев, фей, колдунов?
  2. Чтение стихотворения «Чародейкою зимою».
  3. Беседа по вопросам:

-Почему автор называет зиму чародейкой?

-Какие краски выбрал поэт, чтобы показать зимний лес?

-Напоминает ли стих-ие сказку?

-Найдите в тексте сказочные слова.

-Как вы понимаете выражение: «Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой»?

 

              V.Закрепление материала

А) Стратегия «Т- схема». Напишите в один столбик слова, поднимающие настроение, а в другую – снижающие.( новый год, праздник, холод, скользко на дорогах, подарки, травмы, простуда, игры в снежки, катание на санках, мерзнуть на остановке, чистить снег, зимние каникулы)

Б) Составить пятистишие

  1. ЧАРОДЕЙКА
  2. прекрасная, милая, добрая
  3. околдует, очарует
  4. Хотелось бы встретить чародейку
  5. ВОЛШЕБНИЦА

В) Чтение стих-ия лучшими учениками

  1. VI. Домашнее задание:

Выучить наизусть стих-ие «Чародейкою зимою»

           VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок.

 

 

 

Урок № 9 Тема урока: Л.Воронкова. Радости.

Цели урока: 1. познакомить  с содержанием рассказа «Радости»; научить учащихся отличать прозу от стихотворения.

  1. 2. способствовать развитию умений творчески мыслить и критически оценивать ситуацию.
  2. 3. воспитывать активности, доброте и внимательности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: медитация, авторский стул, беседа, пятистишие, эссе, письмо учителю, письмо автору, мини-диспут, психол. тест «Цветовая гамма»

Оборудование: портрет Л.Воронковой, эпиграф: «Радость окружает нас»

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

Выучить наизусть стихотворение «Чародейкою зимою»

  1. IV. Новая тема А)1. Психологический тренинг. Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы, закройте глаза. Вообразите себе, что вы в Астане. И вдруг у вас на лице появилась счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели? Что так подняло ваше настроение?
  2. Дети устно высказывают свои представления, сидя на авторском стуле.

Б) Побуждение интереса

  1. Как звучит слово «РАДОСТЬ» на казахском языке? А на английском?
  2. Подберите синонимы к этому слову. (отрада, торжество, счастье и т.д)

В) Реализация значения

1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы изучим новую тему: рассказ «Радости», которую написала Любовь Федоровна Воронкова (показываю портрет).

  1. Чтение текста учащимися.
  2. выявление основной мысли текста
  3. словарная работа
  4. ролевое чтение текста
  5. групповая работа

1-группа. Стратегия «Таксономия Блума»

Вопросы:

-Почему ребята сидели на бревнышках?

-Почему они разговаривали?

-Почему Аленка показала свою косу?

-Почему Тане купили карандаши?  и т.д.

2-группа. Мини-диспут. «Так здорово находить радости в простом дожде, в искрах снега. Только со временем таких людей остается единицы.» (Л.Воронкова)

— Как вы думаете, действительно таких людей остаются единицы?

3-группа. Стратегия « Т- схема». Выпишите в одну строку слова, поднимающие настроение, а в другую – снижающие настроение.

Опорные слова: (на доске или на экране) праздник, война, день рождения, катастрофа, хорошая оценка, страх, гости, плохая оценка, мир.

4-группа. Творческая работа. «Письмо учителю», «Письмо автору», Эссе, стихотворения, пятистишия.

Вопрос учителя:

-Кто вам больше всех понравился из героев?

                 С).Оценка товарищей.

Д) Рефлексия.

Психологический тест «Цветовая гамма» (В корзине цветы(тюльпаны из бумаги) разного цвета. Учитель подносит корзину к каждому ученику. Они выбирают по одному цветку)

-Поднялось ли настроение у вас к концу урока?

На экране таблица со значениями каждого цвета

цвет Настроение учащегося
Розовый

Оранжевый

Красный

Эйфория

Восторженный

Радостный

 

  1. VI. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа

           VII. Подведение итогов урока

-А у вас есть радость?(дети рассказывают о своих радостях)

Комментирование оценок.

 

 

 

 

 

Урок № 10 Тема урока: Н.Асеев. «Лыжи». М.Гай. «Какой бывает снег»

Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения «Лыжи» и рассказа «Какой бывает снег».

  1. 2. развивать умения различать эпитеты в контексте; правильно произносить слова из текста.
  2. 3. воспитание эстетических вкусов

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, пятистишие

Оборудование: иллюстрации

Ход урока:

              I.Организационный момент

  1. II. Постановка цели урока

             III. Опрос домашнего задания

Подготовить пересказ рассказа стр.22-23

  1. IV. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Гая «Какой бывает снег?» и стихотворением Н.Асеева «Лыжи».

  1. Чтение стихотворения учителем или лучшим учеником.
  2. Работа над трудными для произношения словами: румяная, выжег, бежим на лыжах, закован в холод воздух, вокруг седые ели, скользи, нога.
  3. Беседа по вопросам:

-В каком темпе надо читать это стихотворение? Почему?

-Катались ли вы на лыжах?

-Кто научил вас этому?

-Нравится ли вам катание на лыжах?

  1. Чтение учащимися стих-ия.
  2. Знакомство с текстом рассказа «Какой бывает снег?»

А) работа над произношением: заспорили, ответив, дневное, прошептали, поджимая, пробормотала, вздохнули, вспыхнув, поднимаясь, из-за сопок

Б) Беседа по вопросам:

-О чем заспорили пуночки?

-Что они услышали в ответ?

-Почему все отвечали по-разному?

                  V.Закрепление материала

  1. Выполнение задания в тетрадях

Выберите наиболее подходящие определения к слову СНЕГ и запишите их.

  1. Составьте пятистишие

1.СНЕГ

2.холодный, белый, пушистый

  1. тает, хрустит
  2. Мне нравится пушистый снег.
  3. ОСАДКИ
  4. VI. Домашнее задание: 1.выразительно прочитать стих-ие стр.24
  5. 2. подготовить пересказ рассказа стр 25-26

      VII. Подведение итогов урока.      Комментирование оценок.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Выделите вопрос, ответ в котором считаете не правильным.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Страницы: 1 2 3 4

На ту же тему
Поделитесь своим мнением

egovreader © 2016 Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: