Комплексная проверка аккумулятора
Далее будет рассмотрено:
- Как проверить состояние аккумулятора автомобиля
- Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром
- Как проверить емкость автомобильного аккумулятора ареометром
- Если у вас нет ареометра, то как проверить емкость аккумулятора мультиметром, смотрите по таблице уровня заряда SoC
- Почему замерзает аккумулятор зимой?
Проверка аккумулятора
Проверка АКБ начинается с осмотра очевидных проблем, таких как уровень электролита; коррозия или обрыв кабеля; коррозия клемм и зажимов-контактов; обрыв ремня генератора; заледенение электролита; ослабление зажимов-контактов; грязная и мокрая крышка АКБ; протечки и трещины в корпусе АКБ, вздутие АКБ; повреждение проводов, клемм, зажимов
Если уровень ниже верхней части пластин нужно долить дистиллированной воды перезарядить аккумулятор, дать остыть до комнатной температуры и снова долить воды. Пластины должны быть покрыты электролитом для предотвращения сульфатации и внутреннего взрыва пластин. Какой должен быть уровень электролита смотрите обслуживание АКБ
Если электролит вытек из аккумулятора смотрите как долить электролит и отрегулировать плотность в ячейке.
Индикатор заряда аккумулятора
В современных стартерных аккумуляторах вмонтирован индикатор заряда аккумулятора. Он показывает уровень электролита, уровень заряда. Индикатор находится в одной ячейки и показания в других ячейках могут отличаться, показывает заряд в норме аккумулятора даже при падении уровня SoC ниже 25%. Индикатор показывает уровень электролита и полный разряд.
Индикатор аккумулятора
Работа индикатора аккумулятора основана на том же принципе, что и работа ареометра. Внутри индикатора есть погружная камера в электролит, внутри нее плавают два шарика красного и зеленного цветов. Красный шарик не тонет в жидкости, а зелёный шарик имеет массу 1 г.
- При наличии заряда и достаточного уровня красный шарик плавает на поверхности электролита в камере и упирается в конусную линзу, а зелёный шарик при плотности электролита большей 1,1 г/куб.см не тонет и находится в фокусе увеличивающей линзы.
- При плотности электролита ниже 1,1 г/куб.см (означает что аккумулятор полностью разряжен) зелёный шарик опускается на дно.
- При испарении электролита ниже уровня камеры заполнения где находятся шарики, красный шарик попадает в фокус увеличивающей линзы.
Как проверить напряжение аккумулятора
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Проверка АКБ мултиметром поможет вам определить напряжение, уровень заряда и даже плотность. Аккумулятор не должен заряжаться или разряжаться в течении 4 часов, в противном случае удалите поверхностный заряд. Включите мульти метр в режим измерения постоянного напряжения (DVC), диапазон установите (в поле DVC на значение 20) выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе – 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мульти метра на минус аккумулятора, а красный (плюсовой) на плюс АКБ и посмотрите показания на дисплее мульти метра. Показания на дисплее со знаком минус говорят, что вы подключили полярность проводов мульти метра наоборот.
Для определения уровня заряда сравните показания на дисплее с Таблицей уровня заряда SoC. Не допускайте падение уровня заряда ниже 50%, это значительно сокращает срок службы аккумулятора.
В необслуживаемом сульфатированном аккумуляторе напряжение показывает выше чем на самом деле, поэтому следует провести тестирование нагрузочной вилкой для определения фактической производительности и емкости.
Поверхностный заряд
Поверхностный заряд появляется в следствие неравномерного распределения серной кислоты и воды вдоль поверхности свинцовых пластин. В результате заряда и разряда АКБ электролит проникает глубоко внутрь активного вещества, в следствии чего невозможно определить точную работоспособность аккумулятора. Напряжение будет больше реального.
- Рекомендуемый метод: Для предотвращения стратификации (расслоения) электролита можно слегка встряхнуть АКБ для промешивания электролита и оставить АКБ на 5 часов для стабилизации при комнатной температуре, только после этого замерить напряжение
- Включить дальний свет на 5 минут и после 10 минут проверить напряжение
Уровень заряда (SoC). Как проверить емкость аккумулятора автомобиля?
Уровень заряда (SoC) определяет количество заряда (оставшуюся емкость) в процентном соотношении от полного заряда, проверить заряжен ли аккумулятор автомобиля. Примерно проверить емкость аккумулятора мультиметром (смотрите показания в таблице). Глубина разряда (DoD) является инверсией уровня заряда (SoC) как показано ниже.
Чтобы узнать Уровень заряда (SoC):
- Измерьте температуру электролита
- Если аккумулятор в течении последних 4 часов не заряжался или разряжался, то можно использовать температуру воздуха
- Нужно измерить с помощью ареометра плотность электролита в каждой ячейке аккумулятора, или напряжение АКБ с помощью вольтметра или мульти метра. Для определения берется самый низкий показатель
- Если производитель не указал Уровень заряда (SoC), тогда смотрите ниже в таблице для типа своего АКБ. Если вы не знаете тип аккумулятора смотрите
Таблица уровня заряда SoC (разомкнутой цепи)
Мало обслуживаемый Гибридный (Sb/Ca) или Стандартный (Sb/Sb) аккумуляторы | ||||||||||
Плотность электролита, г/куб.см | Напряжение, вольт | |||||||||
Темпер-атура градусов | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC |
48,9 | 1,249 | 1,209 | 1,174 | 1,139 | 1,104 | 12,663 | 12,463 | 12,253 | 12,073 | 11,903 |
43,3 | 1,253 | 1,213 | 1,178 | 1,143 | 1,108 | 12,661 | 12,461 | 12,251 | 12,071 | 11,901 |
37,8 | 1,257 | 1,217 | 1,182 | 1,147 | 1,112 | 12,658 | 12,458 | 12,248 | 12,068 | 11,898 |
32,2 | 1,261 | 1,221 | 1,186 | 1,151 | 1,116 | 12,655 | 12,455 | 12,245 | 12,065 | 11,895 |
26,7 | 1,265 | 1,225 | 1,190 | 1,155 | 1,120 | 12,650 | 12,450 | 12,240 | 12,060 | 11,890 |
21,1 | 1,269 | 1,229 | 1,194 | 1,159 | 1,124 | 12,643 | 12,443 | 12,233 | 12,053 | 11,883 |
15,6 | 1,273 | 1,233 | 1,198 | 1,163 | 1,128 | 12,634 | 12,434 | 12,224 | 12,044 | 11,874 |
10,0 | 1,277 | 1,237 | 1,202 | 1,167 | 1,132 | 12,622 | 12,422 | 12,212 | 12,032 | 11,862 |
4,4 | 1,281 | 1,241 | 1,206 | 1,171 | 1,136 | 12,606 | 12,406 | 12,196 | 12,016 | 11,846 |
-1,1 | 1,285 | 1,245 | 1,210 | 1,175 | 1,140 | 12,588 | 12,388 | 12,178 | 11,998 | 11,828 |
-6,7 | 1,289 | 1,249 | 1,214 | 1,179 | 1,144 | 12,566 | 12,366 | 12,156 | 11,976 | 11,806 |
-12,2 | 1,293 | 1,253 | 1,218 | 1,183 | 1,148 | 12,542 | 12,342 | 12,132 | 11,952 | 11,782 |
-17,8 | 1,297 | 1,257 | 1,222 | 1,187 | 1,152 | 12,516 | 12,316 | 12,106 | 11,926 | 11,756 |
Мало обслуживаемый Кальциевый | Необслуживаемый Кальциевый (Ca/Ca) или AGM/Гелевый VRLA (Ca/Ca) аккумуляторы | |||||||||
Плотность электролита, г/куб.см | Напряжение, вольт | |||||||||
Темпер-атура градусов | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC |
48,9 | 1,264 | 1,224 | 1,189 | 1,154 | 1,119 | 12,813 | 12,613 | 12,313 | 12,013 | 11,813 |
43,3 | 1,268 | 1,228 | 1,193 | 1,158 | 1,123 | 12,811 | 12,611 | 12,311 | 12,011 | 11,811 |
37,8 | 1,272 | 1,232 | 1,197 | 1,162 | 1,127 | 12,808 | 12,608 | 12,308 | 12,008 | 11,808 |
32,2 | 1,276 | 1,236 | 1,201 | 1,166 | 1,131 | 12,805 | 12,605 | 12,305 | 12,005 | 11,805 |
26,7 | 1,280 | 1,240 | 1,205 | 1,170 | 1,135 | 12,800 | 12,600 | 12,300 | 12,000 | 11,800 |
21,1 | 1,284 | 1,244 | 1,209 | 1,174 | 1,139 | 12,793 | 12,593 | 12,293 | 11,993 | 11,793 |
15,6 | 1,288 | 1,248 | 1,213 | 1,178 | 1,143 | 12,784 | 12,584 | 12,284 | 11,984 | 11,784 |
10,0 | 1,292 | 1,252 | 1,217 | 1,182 | 1,147 | 12,772 | 12,572 | 12,272 | 11,972 | 11,772 |
4,4 | 1,296 | 1,256 | 1,221 | 1,186 | 1,151 | 12,756 | 12,556 | 12,256 | 11,956 | 11,756 |
-1,1 | 1,300 | 1,260 | 1,225 | 1,190 | 1,155 | 12,738 | 12,538 | 12,238 | 11,938 | 11,738 |
-6,7 | 1,304 | 1,264 | 1,229 | 1,194 | 1,159 | 12,716 | 12,516 | 12,216 | 11,916 | 11,716 |
-12,2 | 1,308 | 1,268 | 1,233 | 1,198 | 1,163 | 12,692 | 12,492 | 12,192 | 11,892 | 11,692 |
-17,8 | 1,312 | 1,272 | 1,237 | 1,202 | 1,167 | 12,666 | 12,466 | 12,166 | 11,866 | 11,666 |
Измерение плотности АКБ ареометром дает более точный результат уровня заряда SoC, чем измерение напряжения. Комбинируя оба метода можно:
- проверить реальную емкость аккумулятора
- определить сульфатацию аккумулятора, из-за которой аккумулятор будет быстро разряжаться, плохо заряжаться, не сможет держать заряд.
Как проверить плотность аккумулятора?
Ареометр
Ареометр не дорогой прибор и прост в использовании. Далее мы разберем, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе
Смотрите выше Таблицу уровня заряда SoC
Схема использования ареометра
Использование ареометра:
- Температура электролита не должна превышать предельную 48,9 (Смотрите выше Таблицу уровня заряда SoC), если больше остудите
- Аккумулятор не должен заряжаться или разряжаться в течении 4 часов, в противном случае смотрите 3 Удаление поверхностного заряда, проводите измерения отсоединённого аккумулятора.
- Удерживая пустой ареометр вертикально, сожмите резиновую грушу, вставьте наконечник в электролит в ячейке, и отпустите грушу. Начните со стороны положительной (+) клеммы.
- Убедитесь в том, что на поплавках нет пузырьков, в противном случае впускайте и выпускайте электролит сжимая грушу, до полного их вытеснения
- Запишите значение, ареометр должен стоять вертикально, а взгляд должен быть перпендикулярен ареометру. Плотность электролита должна быть между 1.100 и 1.300
- При записи показаний указывайте номер ячейки
- Выдавите электролит обратно в ячейку
- Протестируйте все 6 ячеек несколько раз для точного определения плотности
- Замерьте температуру электролита с помощью стеклянного термометра и запишите
- Плотность ячеек не должна разнится на 0,03 г/куб.см, между самой низкой плотностью ячейки и самой высокой плотностью ячейки. При полном заряде не должна отличаться плотность ячеек на 0,01 г/куб.см указанного производителем (см. плотность и температуру на аккумуляторе). В противном случае читайте параграф 9.14, как долить электролит и отрегулировать плотность в ячейке
- Чтобы определить SoC найдите значение температуры и плотности (Смотрите выше Таблицу уровня заряда SoC). За значение плотности используйте наименьшую плотность ячейки
- После тестирования сполосните ареометр водой
Почему в аккумуляторе замерз электролит? При понижении заряда уровень сопротивления замерзанию снижается. Ниже приведена таблица
Температура замерзания электролита
при разнице SoC (уровня заряда) и DoD (уровня разряда)
SoC процентов | DoD процентов | Температура Заледенения градус |
100% | 0 | -67 |
75% | 25 | -37 |
50% | 50% | -23 |
25% | 75% | -15 |
0 | 100% | -6,7 |
Тестирование под нагрузкой
Тестирование под нагрузкой имитирует резкое потребление тока в амперах, похожее на запуск двигателя при старте. Для проведения тестирования вам понадобится нагрузочная вилка. Ее цена довольно высока и поэтому рекомендуется проведение этого теста поручить автоэлектрику. Тестирование стоит не дорого, а в некоторых сервис центрах его проводят бесплатно.
Таблица теста нагрузочной вилкой
Температура Электролита градус | Минимальное напряжение под нагрузкой вольт |
37.8° | 9.9 |
32.2° | 9.8 |
26.7° | 9.7 |
21.1° | 9.6 |
15.6° | 9.5 |
10.0° | 9.4 |
4.4° | 9.3 |
-1.1° | 9.1 |
-6.7° | 8.9 |
-12.2° | 8.7 |
-17.8° | 8.5 |