Давайте поговорим о важнейшем компоненте урока – объяснении новой информации, и о том,как сделать эту часть занятия максимально эффективной, понятной и интересной.
Это может показаться странным, но сейчас многие вообще считают лекции и презентации устаревшим форматом работы преподавателя. Появляется большое количество работ, в которых доказывается, что материал лучше изучать без традиционного деления на лекцию и отработку. Так, например, считают, поклонники экпериментальных методов обучения и анализа практических примеров. Всё больше и больше покоряет аудиторию и онлайн-образование, делающее ставку на заинтересованность студента и на его вовлечение в учебный процесс путём «клейкости» материала. Что такое «клейкость», или липкость информации, обсудим ниже.
Есть, конечно, и другая точка зрения. Большинство учителей до сих пор считает, что в учебном процессе всегда найдётся место подробному, продуманному объяснению, которое приведёт студентов к пониманию материала. Вопрос не в том, хороши или плохи лекции, а также не в том, что выигрывает в 21 веке – классическое преподавание или интернет-курсы. Нам кажется, независимо от путей преподавания, любому учителю важно знать, как сделать материал «клейким», чтобы студенты увязли в нём (в хорошем значении этого слова). Об этом мы и хотим поговорить подробнее.
Под клейкостью мы подразумеваем то, что материал должен соответствовать трём критериям. Он должен быть запоминающимся (студент легко вспоминает, о чём шла речь на уроке), имеющим отношение к реальной жизни (студент может использовать информацию в живом, непосредственном общении за пределами класса) и долговечным (материал остаётся со студентом надолго, помогая ему справляться с практическими задачами общения).
Нам нужно рассказать о теме так, чтобы она «прилипла» к студенту. Существует много способов сделать это, но важно помнить, что «просто рассказать» — это не лучший путь к успеху учеников. Многие учителя «просто рассказывают», но немногие считаются звёздами в своей сфере.
В вашей подаче материала должно быть что-то такое, что заставит студентов слушать и понимать. Что же это может быть? Что отличает обычного учителя, «не хватающего звёзд с неба», от того, к кому выстраиваются очереди из студентов? Кажется, некоторые просто обладают каким-то даром (в этом случае мы говорим, что перед нами «учитель от бога»). Но если оставить «чудеса» в стороне и посмотреть на дело практически, мы увидим, что многие талантливые учителя просто используют правильные техники (иногда бессознательно). Может быть, они поощряют своих студентов к разговору, а не просто дают материал под диктовку? Может быть, они подбирают простые, но ясные примеры? Может быть, их примеры полезны для живого общения?
Давайте подумаем об этом. Итак, вы провели с классом разминку и обсудили цели урока. Что дальше? Объяснение нового материала. Как сделать его «клейким»? Здесь есть два ключевых момента. Во-первых, вы должны грамотно выстроить лекцию, обращая внимание не только на то, что говорите, но и на то, как. Не бойтесь повторять сложные моменты, разборчиво пишите на доске, не надейтесь, что студенты воспримут всё на слух. Задавайте вопросы, которые помогут определить, понимают ли ученики материал в достаточной мере. Старайтесь «привязать» новый материал к тому, что студенты уже знают. Используйте понятные и красочные метафоры в объяснении, и тогда даже сложные правила и конструкции станут понятнее. Разница между учителем и прекрасным учителем в том, что второй действительно думает, как рассказать лучше, не только «что рассказать». Как взять сухую и неинтересную информацию из учебника и превратить её в захватывающую историю для студентов. Это сложная задача, но она выполнима, если уделить ей достаточно времени.
Представьте, как можно объяснить материал максимально понятно. Что в нём самое сложное? Какие наводящие вопросы помогут студентам «включить» понимание? Как заинтересовать учеников. По правде говоря, «учителей от бога» отличает внимание к таким деталям и время, потраченное на обдумывание презентации. Это следует учитывать в первую очередь.
Что мы учитываем во вторую? То, что урок, даже лекционная его часть, это не монолог, а диалог. Ведите со студентами разговор. Поддерживайте тон дружеской беседы, а не сухого наставления. Следите за реакциями и за тем, чтобы студенты были вовлечены в объяснение. Задавайте вопросы сами и отвечайте на те, которые возникают у учеников в процессе объяснения. Не бойтесь использовать личные истории в объяснении. Исследования в психологии подтверждают, что мы запоминаем информацию лучше, если она привязана к нашим эмоциям и личному опыту. Расскажите историю из жизни, чтобы лучше осветить тему урока. Это заинтересует студентов и сделает материал липким. Разумеется, под личной историей мы имеем в виду не рассказ о том, как мало вам платят и как героически вы не увольняетесь пятнадцатый год (к сожалению, многие учителя предпочитают именно такую стилистику общения независимо от темы). Если вы проходите тему «Интернет», расскажите, что тратите слишком много времени в соцсетях, спросите у студентов, сталкиваются ли они с той же проблемой. Это сделает разговор личным, вовлечёт учеников в интересную дискуссию в рамках темы и поможет им усвоить важную информацию. Это лишь небольшой пример. «Привязать» к реальной жизни и личному опыту можно любую тему.
Итак, подведём небольшие итоги. Объясняя новый материал, помните, что он должен быть «липким»: легко запоминается, применяется в ежедневной практике, остаётся со студентом надолго. Липкости мы достигаем, правильно объясняя тему (ясно, понятно, с привлечением визуальных средств) и находясь в режиме диалога, а не сольного выступления. Попробуйте применить эти техники на практике, и вы увидите, что студенты идут навстречу новой информации гораздо охотнее и запоминают новый материал лучше. Удачи!