Правильная «разминка» на уроке английского поможет достичь нескольких важных целей. Во-первых, это мостик между старой информацией, которую студенты уже знают, и новой, которую вы собираетесь преподнести на данном уроке. Она поможет студентам установить взаимосвязь между темами, повторить старый материал и лучше усвоить новый, потому что он будет выстраиваться на крепком фундаменте уже имеющихся (и только что освежённых) знаний. Цель разминки – одновременно привлечь внимание студента, задействовать его память и направить всё это к новой цели.
Хорошая разминка должна быть интересной и стимулировать любознательность студента. Например, исходя из наводящих вопросов, студенты могут предположить, какой будет тема нового урока, что будет обсуждаться подробно, почему это важно. Вот почему во время разминки полезно привлекать визуальный материал, вопросы на доске или небольшие видео по теме. Этот небольшой вид активности ведёт к большим достижениям, потому что «подготавливает почву» для более полного и эффективного усвоения нового материала. После разминки обычно следует обсуждение целей и задач урока, которое также должно стимулировать интерес и мотивацию студентов, давая им понять, какие реальные и полезные навыки они приобретут по итогам занятия. Но вернёмся пока к разминке. Вот несколько наиболее распространённых вариантов.
1. Интересная цитата или вопрос на доске. Это отличный способ «расшевелить» класс. Самая сложная задача – найти цитату, одновременно интересную и относящуюся к материалу, который вы собираетесь дать на уроке. Желательно, чтобы эта цитата вызвала живой отклик, участие, а в идеале – несколько мнений, противоположных друг другу и способных вызвать живую дискуссию. Цитата определённого человека также может спровоцировать ряд вопросов по теме. Например, если вы проходите тему «Наука и изобретения» и делитесь цитатой знаменитого учёного, то можете не только обсудить высказывание учёного (Do you agree or disagree with this statement?), но и спросить, что студенты знают о нём самом, о его личности и достижениях (What do you know about Albert Einstein?). Вы также можете попросить студентов подумать, какое отношение данная цитата может иметь к теме урока (What do you think this quote to do with what we will talk about today?). Кроме того, цитата может относиться и к пройденному материалу, стимулируя тем самым повторение изученного (What does this have to do with what we discussed last time?). Иными словами, цитата или вопрос на доске ставят своей целью «разговорить» студентов и вовлечь их в тему урока.
Одобряйте и поощряйте тех, кто активно выражает своё мнение, даже если в речи студента есть ошибки. Ваша цель сейчас – вывести учеников на диалог, а не добиться идеального разговора. Во время разминки вы не только «разогреете» студентов, но и ясно увидите, что они помнят, какими конструкциями пользуются, что нужно освежить и повторить. Для каждого уровня должен быть вопрос или цитата соответствующей сложности. Например, если вы занимаетесь с продвинутым классом, нет никакого смысла спрашивать: What are your favorite foods? Это больше подойдёт для новичков или учеников среднего уровня. Продвинутым студентам можно дать пищу для ума, высказывание, которое подстегнёт их критическое мышление. Например, можно написать на доске высказывание Мишель Обама о фаст-фуде и обсудить его, прежде чем перейти непосредственно к теме здорового питания: «The problem is when that fun stuff becomes the habit. And I think that’s what’s happened in our culture. Fast food has become the everyday meal.» (Michelle Obama)
2. Визуальная разминка
Ещё один популярный вид разминки в начале урока – использование визуального материала, привлекающего внимание и провоцирующего дискуссию. Мы все знаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но в данном случае именно увиденное способно вызвать студентов на разговор, а ведь именно это нам и нужно. Вы можете задать множество вопросов о картинке и установить связь между ней и предполагаемой темой. Визуальный материал должен быть хорошо виден всем студентам и включать в себя что-то необычное, интересное, о чём хочется поговорить. Вы можете начать с общей фразы, “What do you see”, или спросить что-то более конкретное: “What problems do you see in this picture?” или “Why is this lady sad?” Пока студенты отвечают, учитель может подключить к работе новые слова, чтобы помочь ученикам описать увиденное или выразить свои мысли. «Вы знаете, как это называется? Это называется… Сейчас я напишу это на доске».
В данной статье мы предложили всего лишь два варианта разминки. Конечно, их гораздо больше. Вы можете чередовать их от урока к уроку, экспериментировать с собственными находками, но помните: разминка – это то, что разогреет ваших студентов и подготовит их к интересному и эффективному уроку. Вот почему ей не следует пренебрегать.