Как проверить генератор и заряжающую систему автомобиля
Ниже на рисунке представлена принципиальная схема заряжающей аккумулятор системы. Основными компонентами которой являются: генератор постоянного тока, регулятор входного напряжения, аккумулятора и индикатора работы системы заряжания АКБ (индикатор зарядки)
Принципиальная схема заряжающей системы
Во время работы двигателя, основная цель заряжающей аккумулятор системы — это предоставление питания для электрооборудования автомобиля, например, зажигание, освещение, аудио системы, аксессуары и др. и для подзарядки аккумулятора вашего автомобиля.
Мощность генератора прямо пропорциональна скорости оборотов двигателя. Мощность (при средних оборотах двигателя) системы, производителями рассчитывается примерно выдавать 120% от потребностей автомобиля, чтобы хватило для зарядки АКБ. Поэтому ваш стиль (длительный простой автомобиля, короткие поездки менее 20 км, если вы оставляете автомобиль на ночь зимой на улице) может привести к неполной зарядке аккумулятора.
Тем более сейчас с появлением таких устройств как видеорегистратор, авто аудио усилителей, подсветок, лебедок и т.д. Генератор автомобиля не предназначен для заряда, полностью севшего АКБ, частое заряжание генератором полностью разряженного аккумулятора может привести к перегреву и может повредить статор или диоды заряжающей аккумулятор системы.
Ниже представлена схема выходной мощности 85 и 65 амперных генераторов. Обратите внимание, что 65 амперный генератор в этом примере производит больше выходного тока (мощности) на низких оборотах, чем 85 амперный генератор. Примерно до точки в 3300 оборотов в минуту.
Таблица работы 65 амперного и 85 амперного генераторов
Почему горит лампочка аккумулятора? Аккумулятор и система зарядки являются взаимозависимыми друг от друга. Поэтому в случае выхода из строя одного из компонентов системы зарядки или аккумулятора загорается индикатор предупреждения. Если при увеличении оборотов двигателя свет фар становится ярче, значит проблема в АКБ. Если же наоборот тускнеет значит проблема в системе зарядки.
Еще один метод проверки системы зарядки, это ночью направить свет фар на стену при работающем двигателе и затем выключить. Если свет фар сразу потускнеет значит система зарядки дает более высокое напряжение. Если станет ярче, значит с системой зарядки что-то не так.
Индикатор предупреждения может загореться также из-за разницы между выходящим напряжением из системы зарядки и исходящим напряжением аккумулятора.
Следующий тест также позволяет проверить генератор и систему зарядки. Для этого понадобится полностью заряженный аккумулятор. Замерьте напряжение аккумулятора. Временно замените старый АКБ на заряженный и запустите двигатель на 2500 оборотов в минуту в течение двух минут, затем замерьте напряжение. Напряжение в аккумуляторе должно возрасти между 13,0 и 15,1 вольт за это время. Большинство автомобилей с хорошими системами зарядки будут заряжать АКБ до напряжения между 13,8 и 14,8 вольт в теплый день. Если заряд останется неизменным, то следует проверить генератор и всю систему зарядки АКБ.
Некоторые автопроизводители предпочитают устанавливать генераторы, вырабатывающие ток 13,8 вольт, чтобы уменьшить испарение воды из аккумуляторов (Sb/Ca) и снизить расходы на обслуживание. Со временем это приводит к нехватке заряда в АКБ и вызывает расслоение электролита. Что в свою очередь приводит к накоплению и застою сульфат свинца, приводит к потере мощи и преждевременному отказу. Одно из решений проблемы сульфатации и увеличения абсорбции электроэнергии АБК – это периодическая зарядка АКБ от внешнего зарядного устройства. Другое решение — это использование регулируемого smart стабилизатора напряжения (температурный компенсатор напряжения).
Например, температурный компенсатор напряжения компании BOSCH. Ниже представлена диаграмма зависимости температуры и напряжения. Как видно из графика с падением температуры стабилизатор повышает напряжение генератора, с повышением уменьшает. Желтым обозначен канал возможного напряжения.
График напряжения заряжающей системы автомобиля с температурным компенсатором
Если напряжение на клемме аккумулятора ниже 13 вольт при работающем двигателе и аккумулятор полностью был заряжен и проверен, или напряжение сильно пульсирует, то следует проверить систему заряжания. Также возможны так называемые паразитные нагрузки, следует заглушить двигатель и проверить систему зарядки.
Проскальзывание ремня генератора и пробитый диод генератора значительно снижают мощность генератора. Если пульсация превышает 5 вольт (500 мВ), есть большая вероятность что один из диодов пробит. Это значительно снижает выходное напряжение и может вызвать другие неполадки в электрической цепи автомобиля.
Если напряжение на клемме 15,1 вольт, когда температура воздуха выше 0 градусов, аккумулятор кипит и снижается уровень электролита, а из аккумулятора исходит запах тухлых яиц, то значит генератор перегружает аккумулятор и следует проверить систему зарядки.
Что делать если горит индикатор зарядки?
Индикатор зарядки сообщает вам, что напряжение генератора и аккумулятора разное. На некоторых автомобилях для этих целей используется амперметр и вольтметр. Система зарядки должна работать вместе с аккумулятором для запуска двигателя и работоспособности всей электрической системы автомобиля. Вот наиболее вероятные причины, в приоритетном порядке:
- Коррозия на клеммах и контактах
- Низкий уровень электролита
- Проскальзывает или порвался ремень генератора
- Изношены щетки генератора
- Неисправен генератор или не подключен (проверьте соединения)
- Неисправный аккумулятор или полностью разряжен
Горит лампочка аккумулятора (аккумулятор сам разряжается), но все проверки проходит хорошо?
При запуске двигателя небольшое количество электроэнергии расходуется на электрическую сеть автомобиля. При старте потребление системы автомобиля составляет 14 ампер, а система зарядки производит 35 ампер при 2500 оборотов в минуту, из оставшегося количества примерно 11 ампер будет доступно для зарядки аккумулятора. Что полностью зарядит аккумулятор примерно за 6 минут.
Если к примеру, будет 90 ампер при 5000 оборотов в минуту, то АКБ зарядится за 2 минуты. Теперь допустим, что двигатель работает на холостом ходу и система зарядки способна только производить 10 ампер, а потребление системы автомобиля составляет 14 ампер. Остальные 4 ампера компенсирует аккумулятор. Вот поэтому короткие поездки, или езда в холодное время (в холодном электролите затормаживаются электрохимические реакции) могут не дать возможности генератору полностью зарядить АКБ или даже полностью разрядят его.
Используя приведенные выше примеры давайте подсчитаем сколько будет расходоваться ампер, например, если подключить: мощную аудиосистему – 400 ватт, электрическую лебедку которая потребляет 20 ампер или дополнительное освещение – 20 ампер. Количество потребляемого аудиосистемой в амперах, 400 ватт = 12 ампер, требуемое для электросети автомобиля 14, прибавьте 20 ампер дополнительного освещения, итого 46 ампер. Ниже 2500 оборотов генератор никогда не сможет зарядить аккумулятор полностью.
То есть даже при работающем двигателе аккумулятор восполняет электроэнергию. Для нормального взаимодействия АКБ и заряжающей системы в этом случае требуется увеличение мощности генератора на 120%. Кроме всего прочего работа генератора выделяя большую мощность производит много тепла (перегревается), перегрев разрушает детали генератора. Поэтому требуются точная калибровка и настройка системы зарядки. В продаже есть генераторы с водяным охлаждением.
Поэтому следует прежде всего узнать какой мощности ваш генератор и подсчитать мощность всех дополнительных устройств, подключенных к вашему автомобилю. Также следует рассмотреть стиль вашего вождения, если вы проезжаете за раз менее 20 км, то это тоже может являтся причиной разрядки.
Мощность генератора
Самый простой способ проверить мощность генератора — это проверить уровень заряда (SoC), удалите поверхностный заряд и замерьте напряжение, сравните с таблицей заряда (SoC). Или замерить напряжение утром не заводя двигатель (только в теплую погоду). Если состояние заряда выше 95%, то аккумулятор получает достаточно электроэнергии. Если состояние заряда ниже 80%, и вы уверены в работоспособности аккумулятора, то значит, что мощности системы зарядки не хватает.
Поэтому вам следует либо убрать одно из подключенных устройств к автомобилю, либо модернизировать систему зарядки. Может помочь установка авто регулируемого электронного стабилизатора напряжения (температурный компенсатор напряжения) или установка электронного заряжающего устройства с микропроцессором. Кроме этого для увеличения мощности вы можете поставить генератор большей мощности (установка более мощного генератора должна производится только специалистами, так как может понадобиться модификация шкива карданного вала). Если АКБ постоянно не заряжается до конца, он быстро потеряет емкость и выйдет из строя.