О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153
В целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить прилагаемые:
1) Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих);
2) Положение об уполномоченном по этике.
2. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
3. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента Республики Казахстан
от 29 декабря 2015 года № 153
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
(Правила служебной этики государственных служащих)
1. Общие положения
1. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.
Общество рассчитывает, что государственные служащие будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине – Республике Казахстан.
Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева и последовательно проводить ее в жизнь.
2. Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан(Правила служебной этики государственных служащих) (далее – Кодекс) всоответствии с Конституцией РеспубликиКазахстан, законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «Огосударственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года«Опротиводействии коррупции», общепринятыми морально-этическиминормами устанавливает основные требования к морально-этическому обликугосударственных служащих, а также базовые стандарты их поведения.
Кодекс направлен на укрепление доверия обществак государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений нагосударственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведениягосударственных служащих.
3. Руководители государственных органов, в центральных исполнительных органах –ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностныелица, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственныхсекретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствияответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанныхдолжностных лиц – руководители центральных исполнительных органов обеспечиваютисполнение требований настоящего Кодекса, размещение текста настоящего Кодексав зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.
4. Государственный служащий в трехдневный срок после поступления нагосударственную службу должен быть в письменной форме ознакомлен с текстомнастоящего Кодекса.
2. Общие стандарты поведения
5. Государственные служащие должны:
1) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
2) быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;
3) обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;
4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
5) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов;
6) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
7) своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
8) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
9) не распространять сведения, не соответствующие действительности;
10) обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства;
11) неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время;
12) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
13) не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.
14) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.
Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
6. Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.
Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
3. Стандарты поведения во внеслужебное время
7. Государственные служащие во внеслужебное время должны:
1) придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
2) проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг;
3) не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
4. Стандарты поведения в служебных отношениях
8. Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны:
1) способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;
2) пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих;
3) воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;
4) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей.
9. Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны:
1) своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;
2) обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности;
3) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;
4) принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и необходимых условий для эффективной деятельности, а также создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;
5) не использовать служебное положение для оказания влияния на их деятельность при решении вопросов неслужебного характера;
6) не принуждать к совершению противоправных поступков, а также поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
7) не допускать по отношению к ним необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения.
10. Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности, должны:
1) при выполнении поручений руководителей представлять только объективные и достоверные сведения;
2) незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу;
3) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению правомерных поручений руководителя;
4) не допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей.
5.
Стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями,
в том числе в средствах массовой информации
11. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.
12. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:
1) не соответствует основным направлениям политики государства;
2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.
13. Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица.
14. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Республики
Казахстан
от 29 декабря 2015 года № 153
ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченном по этике
1. Общие положения
1.Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельностьпо обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушенийзаконодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этическогокодекса государственныхслужащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а такжеконсультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.
2. Уполномоченный по этикеруководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан от 23 ноября2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»,от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актамизаконодательства Республики Казахстан.
Уполномоченный по этике вводится в центральныхисполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных иподотчетных Президенту Республики Казахстан (за исключением правоохранительныхи специальных государственных органов), аппаратах акимов областей, городовреспубликанского значения и столицы.
3. Возложение функцийуполномоченного по этике в центральных исполнительных органах осуществляется –ответственными секретарями центральных исполнительных органов или должностнымилицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственныхсекретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствияответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанныхдолжностных лиц – руководителями государственных органов, в местныхисполнительных органах – руководителями аппаратов акимов областей, городовреспубликанского значения и столицы.
Функции уполномоченного по этике возлагаются нагосударственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
2. Основные функции уполномоченного по этике
4.Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующиефункции:
1) оказывает государственным служащим консультативнуюпомощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстанв сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
2) способствует соблюдению государственнымислужащими установленных законами ограничений и запретов;
3) по поручению руководства государственногооргана, в котором он работает, рассматривает обращения физических и юридическихлиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими;
4) содействует формированию культурывзаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам вколлективе;
5) в случаях нарушения прав и законных интересовгосударственных служащих принимает меры, направленные на их защиту ивосстановление;
6) осуществляет мониторинг и контроль засоблюдением норм служебной этики государственными служащими;
7) информирует руководство государственногооргана о случаях непринятия руководителями структурных подразделенийгосударственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебнойэтики;
8) в случаях нарушения государственнымислужащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственнойслужбы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводитанализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вноситруководству государственного органа рекомендации по их устранению;
9) в целях профилактики и недопущения нарушенийзаконодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы,противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственнойслужбы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственнымиорганами;
10) на постоянной основе проводит сгосударственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдениязаконодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы,противодействия коррупции и Этического кодекса;
11) в установленном законодательством порядкеобращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотренииответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебнойэтики;
12) осуществляет иную деятельность в целяхпрофилактики нарушений норм служебной этики.
5. Для выполнения возложенныхфункций уполномоченный по этике:
1) запрашивает и получает сведения и документы,необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушениюгосударственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферахгосударственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
2) от имени государственного органа, в которомон работает, в установленном законодательством порядке обращается вуполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченныйорган) за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферахгосударственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса;
3) вносит руководителю государственного органапредложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формированиеположительного имиджа государственного органа и позитивного климата вколлективе;
4) при необходимости, при рассмотрении вопросов,относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службыличные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиесявопросов прохождения государственной службы.
6. Уполномоченный по этике вслучаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителемгосударственного органа соответствующих мер либо совершения им действий(бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике,уведомляет об этом уполномоченный орган либо его территориальное подразделение.
При поступлении такого уведомленияуполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимаютсоответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан всфере государственной службы.
3. Организация деятельности уполномоченного по этике
7. При
наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности
руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут
привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по
этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе.
8. По результатам своей
деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному
органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным
органом.
9. Уполномоченный по этике
осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам,
отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в
месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего
обозрения.
При необходимости беседа с гражданином или
государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием
других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации.
В установленном законодательством порядке
сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография,
номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного
органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного
органа.
10. В целях мониторинга
соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического
климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике
проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.