Существует огромное количество способов презентации нового материала на уроке. Одни учителя успешно используют традиционный способ, другие – индуктивный, а кто-то успешно применяет на практике модель «перевёрнутого обучения». Не столь важно, какой формат преподавания выбран. Главное, чтобы он работал отлаженно и качественно.
В нашей статье мы поговорим о важности моделирования на уроках английского языка, то есть об использовании ясных, понятных и облегчающих усвоение нового материала схемах, иллюстрациях и примерах, а также о некоторых особенностях их правильного и продуктивного использования.
Итак, для чего мы занимаемся моделированием? Самое очевидное объяснение таково: студент не может следовать инструкции, если не видит, как она работает на практике. Представьте, что вам нужно сделать цветок-оригами. Как научиться этому быстрее? Прочитать пошаговую инструкцию или посмотреть, как другой человек складывает бумагу? Это, конечно, риторический вопрос. Цель моделирования, соответственно, наглядно показать, как мы применяем то или иное правило в условиях реальной коммуникации. Мы не хотим, чтобы нам рассказали, что делать. Мы хотим, чтобы нам показали, и тогда мы научимся быстрее. В этом одна из причин популярности видеоматериалов на Youtube. Узнать, как починить раковину? Как скрутить булочки-ракушки? Сменить масло в машине? Легко! Включаем и просто смотрим, как это делают другие.
Визуальная поддержка, которую даёт студентам моделирование, гораздо быстрее приводит их к нужному результату, чем обычная инструкция. Студент может не до конца понять задание, при этом язык учителя, даже если он лишён сложной лексики и грамматических форм, по-прежнему может быть для ученика сложным. Хорошая модель, или пример, в свою очередь, может стать гидом студента и помочь ему осознать, что от него требуется. Здесь, однако, следует быть осторожными. Однотипные модели могут привести к тому, что студенты будут следовать им дословно и не смогут самостоятельно и спонтанно говорить или писать. Если моделированием увлечься, оно может стать своеобразным «корсетом», расслабляющим «мышцы» так, что движение вперёд без него будет затруднительным. Студент может выучить модель и испытывать сложности при попытках создания оригинальной работы.
Поэтому следует придерживаться нескольких правил. Во-первых, старайтесь не ограничиваться одной моделью. Если, например, ваша тема – «Эссе», покажите все возможные варианты, отвечающие требованиям, и чем больше они будут разниться друг с другом, тем лучше. Вы можете сравнить их и обсудить преимущества и недостатки каждой отдельной модели.
Продвинутые студенты пишут прекрасные работы, и все они отличаются друг от друга, но соответствуют требованиям. Отсюда вытекает второй совет: сохраняйте работы успешных учеников и приводите их в качестве возможных моделей. Чем больше таких блестящих работ в копилке учителя, тем лучше. Имеет смысл также внимательно анализировать слабые работы, смотреть на наиболее повторяющиеся ошибки и обсуждать их со студентами, чтобы избежать их повторения в дальнейшем.
Третий совет заключается в том, что модель следует дать не сразу, а после первого черновика, сделанного студентом самостоятельно. Иными словами, сначала мы даём студентам время попробовать себя и свои силы в выполнении задания, активизировать свои творческие способности и знания, а также создать нечто отличное от имеющихся в нашем арсенале моделей. Представляя модель после этого, вы получаете возможность сравнить отличия и разобрать ошибки, а студенты учатся работать самостоятельно и вдумчиво, а не механически копировать приведённую модель эссе, устного задания или любого другого вида деятельности.