«Объяснение материала» — фраза, которая имеет разное значение для разных учителей, поэтому вокруг техник «правильного» объяснения существует немалое количество споров. Для сторонников классических методов в преподавании «объяснить тему» значит дать лекцию. Однако с развитием коммуникативной методики и с появлением новых центров по изучению языка объяснение получило гораздо больше трактовок и подходов. Помимо классического лекционного метода учителя сегодня активно используют проблемный и практический подходы к подаче нового материала.
Успешное усвоение материала, какой путь презентации мы ни выберем, подразумевает незатруднённый, налаженный контакт между студентом и информацией. Установление этого контакта и становится важнейшей задачей преподавателя. Учитель может включить в объяснение визуальный материал, он должен повторять так или иначе сложные моменты на протяжении урока. Чем яснее, проще и ближе к жизни примеры, которыми он иллюстрирует тему, тем лучше. Преподаватель также должен использовать время объяснения для обратной связи со студентами: вопросы, приглашение к дискуссии, предложение сформулировать правило самостоятельно на основе примеров – тоже пути к объяснению. Важно создать на уроке атмосферу, которая «подстегнёт» критическое мышление студентов, заставит их не «пассивно» записывать материал, но непосредственно «переживать» его, становясь участниками беседы.
После того как учитель предоставил студентам ясную, подробную, проработанную информацию, наступает время моделирования, то есть использования иллюстраций и примеров употребления нового материала. Виды активности, связанные с моделированием, направлены на демонстрацию выполнения тех заданий, которые в будущем студенты должны будут выполнять сами. Поэтому моделирование включает в себя как новый материал (студенты должны будут делать так же, это их новое умение, которое мы развиваем), так и уже изученный, на основе которого проще усвоить новое.
Рассмотрим небольшой пример. Допустим, вы объясняете простое продолженное время. Когда приходит пора моделирования, напишите на доске примеры не только с новой темой, но и старые, уже пройденные времена. Сравните их, посмотрите на разницу. «Встряхните» старые знания и постройте новые на этой базе. Как ведёт себя глагол в настоящем продолженном? Какие отличия студенты видят в образовании этого времени, сравнивая его с настоящим простым? Какова разница употребления? Никогда не давайте новый материал «оторванно» от того, что студенты уже знают. Связывайте их знания в единую паутинку, добавляйте новое туда, где уже есть база. Если вы разрабатываете сложное письменное или устное задание, модель с чётко проработанной пошаговой инструкцией обязательна.
Объясняя материал и занимаясь моделированием, отслеживайте свою речь на предмет ясности и доступности. Если вы ведёте занятие на английском, используйте простые формы и лексику, понятную студентам, повторяйте отдельные моменты, следите за темпом, используйте мимику и жесты (улыбайтесь, устанавливайте зрительный контакт). Подумайте о ключевых словах в объяснении данного материала, о фразах, которые могут быть записаны на доске, об идеях, которые представляют наибольшую сложность и требуют дополнительного проговаривания. Не говорите монотонно, следите за интонацией, подходящей в данном случае (приглашающая, взволнованная, вопросительная, восторженная, серьёзная). Организуйте материал логически последовательно, пользуйтесь сигнальными словами, которые помогают следить за ходом ваших мыслей и повествования (во-первых, во-вторых, наконец, в итоге).
Подойдите к объяснению материала творчески, расскажите историю, не бойтесь пользоваться метафорами. Например, если вы преподаёте времена, представьте студентам мистера Прошлое, мистера Настоящее и мистера Будущее. Все они похожи, потому что одинаково любят глаголы, однако ведут себя с этими глаголами по-разному. Мистер Прошлое ездит на старом грузовичке. Мистер Настоящее – владелец новенькой спортивной машины, а мистер Будущее летает на футуристическом мотоцикле по воздуху. Мистер Прошлое, подхватывая полюбившийся глагол, примеряет ему ботинки с размерами E и D, так и получается окончание –ed в прошедшем времени. Мистер Настоящее не дарит таких подарков глаголам, но делает исключение для одиноких глагольных форм: ей или ему он дарит ботинки размера –s. Так глаголы в третьем лице единственного числа обретают такое окончание. Мистер Будущее усаживает глаголы впереди себя, привязывая их ленточкой will, чтобы не упали, и везёт показать своей подружке, очень гордый новыми друзьями. Подобную историю можно усилить подходящими слайдами и картинками. Конечно, она может показаться глупой для студентов продвинутого уровня. С другой стороны, мы ведь не объясняем им простые времена, правда? Для базового уровня такая история отлично подходит, и даже если она вызывает смех, запомнится ещё лучше. В конце концов, это всего лишь один из миллиона примеров возможных объяснений. Итак: сделайте из правила историю, добавьте в неё картинки и увлекательно расскажите группе.
Ещё один путь к успешному преподаванию – использование акронимов и аббревиатур как техник запоминания. Особенно хорошо это работает, когда нужно запомнить большое количество тематической лексики. Например, попробуйте такое предложение для изучения планет солнечной системы: My Very Excited Mother Just Served Us Nine Pies (Mercury, Venus, Mars, Jupiter, Saturn, Uranus, Neptune, Pluto).
Подведём небольшой итог. Чтобы информация дошла до студентов, была понятна и усвоена, не бойтесь экспериментов и творческих решений. Приводите жизненные примеры, подтягивайте уже имеющиеся у студентов знания на помощь, ведите дискуссию, следите за ясностью и доступностью своей речи, рассказывайте истории и играйте с языком.