В данной статье мы хотели бы поговорить о том, почему необходимо не только ясно представлять себе цели каждого конкретного урока и прописывать их, но и обсуждать со студентами. Мы также посмотрим, как это делать, чтобы дискуссия оказалась интересной и продуктивной.
В какой части урока целесообразно обсуждать цели? Взгляды на этот вопрос расходятся, и идеального ответа здесь нет. Всё зависит от вашего стиля преподавания и удобства. Зачастую на практике обсуждение целей урока вообще выносится за скобки. Многие считают, что учителю достаточно держать их в уме и нет никакой необходимости в дополнительном проговаривании. Если же цели урока всё-таки озвучены, это больше похоже на ультиматум, чем на дискуссию: студентов ставят в известность, не требуя обратной реакции. Многие студенты привыкают думать о том, что цели «не их дело», и сами сопротивляются диалогу. Это понятно: цель образовательного учреждения редко совпадает с их собственной (особенно если мы говорим об обязательном английском в школе, а не о курсах, куда добровольно приходят замотивированные студенты). В таких случаях обсуждение целей можно сделать неформальным и перенести во вторую половину занятия, когда студенты уже подходят к отработке какого-то навыка и могут видеть результат: «Замечательно. Посмотрите, только что вы составили предложения с использованием прошедшего продолженного времени. Теперь вы можете описывать ситуации, в которых это время нужно использовать. Например…»
Часто общение со студентами осложняется и тем, что они воспринимают как должное свою «подчинённую» позицию: считают, что учитель как профессионал знает, что и почему делает, и попросту не интересуются тем, что стоит за уроком. Так же, как пассажиры самолёта хотят прилететь в место назначения, не спрашивая пилота о тонкостях управления воздушным судном. И тем не менее, делиться целями всё-таки стоит, преодолевая пассивность студентов в этом отношении. Ученики достигают лучших результатов, когда видят, зачем они делают то или иное задание. Момент обсуждения полезен ещё и тем, что позволяет найти общую точку: то место, в котором совпадают цели учителя и изучающих английский язык. Если у вас получится сделать свои цели целями учеников, это уже большая победа: заинтересованный и мотивированный студент – лучший студент.
Как сделать обсуждение целей плодотворным? Во-первых, необходимо быть ясным. Рассказав о целях урока следует проверить, понятны ли они ученикам или что-то требует дополнительных объяснений. После этого нужно перенести акцент на важность обозначенных для данного занятия целей.
Модель дискуссии о целях может быть такой. Если ваша задача –научить студентов уверенно говорить по телефону, вы можете начать урок с собственного разговора, подготовленного заранее. Компоненты разговора: приветствие, просьба о помощи, предоставление информации и завершающее предложение – должны быть включены в подготовленную телефонную беседу. Проверить понимание студентов после разыгранной сценки можно, спросив, из каких частей состоял разговор. «Как я начала разговор? Что произошло дальше? Что вы делаете, когда отвечаете на звонок?» Затем можно перейти к важности поставленных целей: «Почему нам важно уметь говорить по телефону? В каких ситуациях это может пригодиться?» Гораздо лучше и эффективнее работает ситуация, в которой вы просите студентов найти важность и значимость изучаемой темы, а не просто сухо информируете их о том, что будет происходить на уроке. Также следует ясно сказать о проверке и аттестации: «Вы должны будете использовать 15 новых фраз в своём собственном разговоре на зачёте, когда я позвоню каждому из вас».
Планируя урок, помните, что в нём должно найтись место дискуссии о целях, в какую бы часть занятия вы её ни поставили. Как мы написали выше, можно сказать о целях урока в самом начале, вдохновив студентов на изучение темы. Можно, наоборот, подвести их к самостоятельному определению целей. Какой бы путь вы ни выбрали, конструктивная дискуссия поможет вам соединить свои преподавательские цели и стремление студентов к плодотворному изучению языка. Удачи!