Урок № 11 Тема урока: И.Никитин. «Встреча зимы». И.Суриков. «Детство»
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы» и И.Сурикова «Детство».
- 2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
- воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: стратегия «Т-схема», эссе
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.выразительно прочитать стих-ие стр.24
- 2. подготовить пересказ рассказа стр 25-26
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня вы познакомитесь со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы» и И.Сурикова «Детство». Как вы уже догадались, в 1 стих-ии рассказывается о зиме, а о чем же второе стих-ие, наверно, о детстве.
Давайте прочитаем их и побеседуем по содержанию.
- Чтение стихотворений учащимися по очереди.
- Работа над произношением: безлюдный, побелевших полей, из-под черных кудрей, здравствуй, ковры расстилай; качусь в санках, под гору в сугроб, перезябнешь, нехотя бредешь, с плеч, заберешься на печь.
- Работа по стих-ию «Встреча зимы»
А) С какой интонацией нужно читать стих-ие «Встреча зимы»? Где надо делать паузы?
Б) Как вы думаете, поэту нравится зима? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
В) Найдите в тексте сравнения и эпитеты, с помощью которых поэт описывает зиму.
- Работа по тексту стих-ия «Детство».
А) На какие части можно разделить стих-ие?
Б) Какие моменты из стих-ия изображены на рисунках в учебнике?
В) Подберите к словам синонимы:
Деревня – вьюга —
Хохочут – тихонько —
Горе — злой –
V.Закрепление материала
- напишите эссе на тему: « Что бывает только зимой?», используя «зимние» слова.
- чтение учащимися стихотворений, соблюдая нужную интонацию.
- VI. Домашнее задание:
- Выразительное чтение стих-ий стр.28-30
- Словарная работа
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок № 12 Тема урока: Фольклор. Русская народная сказка
Цели урока: 1. познакомить учащихся с понятием «фольклор»; с видами устного народного творчества; раскрыть их значения;
- развивать умения запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике;
- воспитание интереса к изучению устного народного творчества русского народа;
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: Инсерт, диаграмма Венна;
Оборудование: иллюстрации к сказкам
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Выучить отрывок из стихотворения «Детство»
- Выразительное чтение стих-ий стр. 28-30
3.Выполнение задания №7 стр.30
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Фольклор – устное народное творчество. Фольклор появился давно, когда люди еще не умели писать, а передавали из уст в уста песни, сказки, пословицы и поговорки. Что вы знаете об этих понятиях?
2.Заполните сейчас таблицу Инсерт
3.Анализ таблицы.
-Пословица – это меткое образное изречение, они легко запоминаются, потому что они похожи на маленькие стихотворения:
В детстве не научишься Хочешь есть калачи
Всю жизнь намучишься Не лежи на печи.
Каждая пословица чему-нибудь да учит:
Родина –мать, умей за нее постоять.
Нет друга –ищи, а нашел – береги.
Поговорка очень похожа на пословицу, но отличается от нее краткостью. Н-р, Как снег на голову. Сидеть сложа руки.
Пословицы и поговорки появились давно. Народ их складывал обо всем, что требовало внимания и заботы.
V.Закрепление материала
- Чтение теоретического материала об устном народном творчестве на стр. 32-35.
- Записать в тетради основные определения
3.Составление диаграммы Венна
ПОСЛОВИЦА ПОГОВОРКА
4.Ответить на вопросы к тексту стр. 36
- VI. Домашнее задание: Выполнить задания №5,6,7 к тексту
Словарная работа
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
Урок № 13 Тема урока: Иван Царевич и Серый волк
Цели урока: 1. познакомить с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк».
- 2. развивать умения бегло читать, запоминать сказочные слова и выражения из текста, озаглавить прочитанный текст, анализировать.
- воспитание добросовестности, человечности и простоте.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: чтение с остановками, диаграмма Венна, беседа
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Выполнить задания №5,6,7 к тексту
2.Словарная работа
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, какие сказки вам читали раньше? Чем интересны сказки? Какие виды сказок мы знаем? Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Иван Царевич и серый волк». Прошу вас внимательно слушать ее, а потом сказать, к какому виду сказок она относится.
- Чтение 1-части сказки
А) ответить на вопросы:
-Как звали царя?
-Сколько у него было сыновей?
-Что случилось?
-Как стерегли сад старший и средний сыновья?
-Что удалось сделать Ивану-царевичу?
-Какую характеристику можно дать сыновьям уже по 1-части?
Б) Как можно озаглавить 1-часть сказки?
- Чтение 2-части до слов: Проснулся Иван, видит – коня нет.
А) предсказания учащихся дальнейших событий
Б) ответить на вопросы к тексту стр.40
В) Как можно озаглавить 2-часть?
Г) Объясните выражение: леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает
- Чтение 3-части сказки до слов: …взяли с собой Елену Прекрасную и уехали.
А) предсказания учащихся дальнейших событий
Б) Как вы относитесь к поступку братьев?
В) Как можно озаглавить?
- Чтение 4-части сказки
А) Как закончилась сказка?
Б) Чему она учит?
В) Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки.
Г) К какому виду сказок относится эта сказка?
V.Закрепление материала
- Диаграмма Венна Иван Царевич………… братья его
- VI. Домашнее задание:
- прочитать и пересказать сказку стр.36-43
- сделать рисунки к сказке (задание №4-2)
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
Урок № 14 Тема урока: Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Цели урока: 1. познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- развивать логическое мышление, умения свободно излагать свои мысли, правильно произносить слова.
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, человечности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, составление плана, таблица предсказаний, диаграмма Венна, эссе
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1.Выполнить задания №5,6,7 к тексту
2.Словарная работа
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как вы думаете, какая история произойдет в этой сказке? Читали ли вы эту сказку раньше? Давайте прочитаем 1-часть сказки.
- Чтение 1-части
А) Ответы на вопросы
Б) Словарная работа
- Чтение 2-части
А) Работа над произношением
Б) Ответы на вопросы
- Чтение 3-части
- V. Закрепление материала
- Беседа по вопросам:
-Кто наказан в этой сказке?
-Какие эпизоды в сказке вам особенно понравились?
-Прочитайте ее еще раз и составьте план пересказа.
- Выполнение задания: выписать в словари сказочные слова и выражения
- Диаграмма Венна АЛЕНУШКА——————— ИВАНУШКА
- Написать эссе: «Что бы я предприняла на месте Аленушки?»
- VI. Домашнее задание.
Стр. 44-48 читать, пересказать содержание сказки, сделать иллюстрации к сказке.
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.
Урок №15 Тема урока: Алдар Косе и хвастливый бай
Цели урока: 1. познакомить с содержанием сказки «Алдар Косе и хвастливый бай».
- 2. развивать умения читать по ролям; составлять характеристику персонажам; развивать устную связную речь.
- воспитание чувства юмора, находчивости и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ролевое чтение
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Стр. 44-48 читать
2.пересказать содержание сказки
- сделать иллюстрации к сказке.
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня, ребята. Мы с вами познакомимся с казахской народной сказкой, которая называется «Алдар Косе и хвастливый бай». Откройте стр. 49
- Чтение сказки учащимися вслух по очереди.
- Ответы на вопросы:
-Почему сказка так называется?
-Какое мнение вы составили о бае в начале сказки?
-Что нового вы узнали об Алдар Косе?
-К какому виду сказок относится?
V.Закрепление материала
- Составление характеристик персонажам сказки
БАЙ – голос, внешность, характер
АЛДАР КОСЕ – голос, характер, манера
- Чтение сказки по ролям, выдерживая интонацию.
- Составление сопоставительной таблицы из антонимов
БАЙ | АЛДАР КОСЕ |
Хвастливый Толстый Богатый Глупый жадный | Скромный Худой Бедный Умный Добрый |
- VI. Домашнее задание:
- прочитать сказку стр.49-50
- пересказать содержание
- выполнить задание на стр.50 (подобрать антонимы к словам)
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
Урок №16 Тема урока: Честный мальчик
Цели урока: 1. познакомить с корейской народной сказкой «Честный мальчик»
- 2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
- воспитание честности и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать сказку стр.49-50
2.пересказать содержание
3.выполнить задание на стр.50 (подобрать антонимы к словам)
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, честность –это хорошее качество?
Что это слово означает? Какие еще хорошие качества человека вы знаете? Кого мы в классе можем назвать честным? Сегодня мы познакомимся с корейской народной сказкой «Честный мальчик». Я буду читать текст сказки, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
- Чтение до слов: …вывел на середину площади и сказал:
- предсказания учащихся дальнейшего события
- Чтение продолжения сказки
- Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки остальных детей?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
- Беседа по вопросам:
-Какое горе было у императора?
-Что он решил сделать?
-Почему на площади собрались дети?
-Что они держали в руках?
-Как среагировал император красивым цветам?
-Кого он выбрал в сыновья? Почему?
- Работа в тетрадях.
Задание: подобрать антонимы к словам:
Умный- …………, честный — ………., справедливый — ………. .
- Перевод пословиц на русский язык.
- VI. Домашнее задание:
- прочитать сказку стр.51-52
- написать в тетрадях пословицы о честности и доброте
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок №17 Тема урока: Лев, волк и лиса
Цели урока: 1 познакомить с уйгурской народной сказкой «Лев, волк и лиса»;
- 2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
- воспитание умению находить выход из трудной ситуации.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы «У кого нет зубов, тот виляет хвостом», «У сильного всегда бессильный виноват».
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать сказку стр.51-52
2.написать в тетрадях пословицы о честности и доброте
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, дайте характеристику льву, волку и лисе.
ЛЕВ | ВОЛК | ЛИСА |
- Чтение сказки учителем
- Чтение до слов: …А ты что скажешь? – спросил лев у лисы:
- предсказания учащихся дальнейшего события
- Чтение продолжения сказки
- Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки зверей?
-Нужно ли быть хитрыми?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
- Беседа по вопросам:
-К какому виду сказок относится эта сказка?
-Почему льву не понравились слова волка?
-Что ответила льву лиса?
-какой она показана в сказке?
- Переведите пословицы на казахский язык: «У кого нет зубов, тот виляет хвостом», «У сильного всегда бессильный виноват».
- Словарная работа
- VI. Домашнее задание
- прочитать сказку стр.52-53 и пересказать
- прочитать в разделе «Внеклассное чтение» казахскую сказку «Лиса и коза»
VII. Подведение итогов
Комментирование оценок.
Урок № 18 Тема урока: Заработанный рубль
Цели урока: 1 познакомить с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль».
- 2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
- воспитание трудолюбию и ответственности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы, сказка «Хан и хлеб».
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
- прочитать сказку стр.52-53 и пересказать
- прочитать в разделе «Внеклассное чтение» казахскую сказку «Лиса и коза»
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, кто-нибудь из вас своим трудом заработал деньги когда-нибудь? –Как вы их заработали? – На что вы их потратили? – Легко ли было заработать деньги?
Сейчас мы познакомимся с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль», с которой вы знакомы еще в 4 класса, когда читали ее на казахском языке.
- Чтение 1-части сказки
- Ответы на вопросы:
-Какой был у кузнеца сын?
-Что ему сказал отец перед смертью?
- Чтение до слов: «-Взял и кинул монеты в огонь»
- Предсказания учащихся дальнейших поступков сына.
- Чтение продолжения сказки
- Сделать выводы по прочитанному
-Чему нас учит эта сказка?
-К какому виду сказок она относится?
V.Закрепление материала
- Беседа по вопросам:
-Заработал ли деньги сын в третий раз?
-как поступил отец?
-Что сделал сын?
-Почему ему было жаль своих денег?
-Почему отцу было важно заставить сына работать?
-Кого он выбрал в сыновья? Почему?
- Работа в тетрадях.
-Запишите в тетради слова отца.
- VI. Домашнее задание:
1.Прочитать сказку стр.54-57 и пересказать
2.написать в тетрадях пословицы о труде
VII. Подведение итогов урока.
Урок №19 Тема урока: Морозко
Цели урока: 1 познакомить с содержанием русской народной сказки «Морозко»
- 2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
- воспитание честности и справедливости, трудолюбию и терпению.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ролевое чтение
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Прочитать сказку стр.54-57 и пересказать
2.написать в тетрадях пословицы о труде
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
2.Прочитайте по ролям 1 часть сказки.
- Ответьте на вопросы:
-Как относилась мачеха к родной дочери и падчерице?
-Что задумала мачеха?
-Как отнесся к этому отец?
-Как вы себе представляете падчерицу?
- Прочитайте по ролям 2 часть сказки.
- Ответьте на вопросы:
-О чем спрашивал Морозко девушку?
-Как он к ней обращался?
-Что отвечала ему падчерица?
-Почему Морозко сжалился над ней?
- Ролевое чтение 3 части сказки.
- Ответьте на вопросы:
-Что приказала мачеха мужу?
-Почему она пекла блины?
-Что говорила собачка?
-Почему мачеха разозлилась, когда старик привез свою дочь?
-Что значит выражение: «Вся в злате-серебре»?
- Чтение 4 части сказки
- Ответьте на вопросы:
-Какой показала себя дочь мачехи?
-За что Морозко наказал ее?
-Понравилась ли вам эта сказка? Почему?
-Как вы оцениваете поступки героев?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
- Работа в тетрадях.
Задание: подобрать синонимы к словам и выражениям:
Все худо- …………, согнать — ………., трескучий мороз — ………. , чуть свет — …. .
- Подберите однокоренные слова: потрескивает, пощелкивает, заголосила.
- VI. Домашнее задание:
1.прочитать сказку стр.57-61
VII. Подведение итогов
Урок № 20 Тема урока: С. Маршак. Вот какой рассеянный
Цели урока: 1. познакомить со смешным стихотворением С.Маршака «Вот какой рассеянный».
- 2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из стихотворения, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
- воспитание собранности и дисциплинированности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, игра «Хорошо –плохо»
Оборудование: пословицы, словарь синонимов, словообразовательный словарь.
Ход урока:
I.Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать сказку стр.57-61
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, кто знает, что такое юмор?
— Да, это когда смешно. Мы смеемся, когда слышим или видим что-нибудь смешное, забавное. Бывают смешные случаи, смешные рассказы или стихотворения. Их называют еще юмористическими. Юмор создает хорошее настроение, делает нашу жизнь интересней.
А какие смешные истории были в вашей жизни?
- Чтение стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».
- Работа над произношением: рассеянный, сковороду, глубокоуважаемый, помчался.
- Подберите однокоренные слова к слову ВОЖАТЫЙ
- Вспомните пословицы и поговорки, которые подходят к содержанию этого стихотворения.
- Подберите синоним к слову РАССЕЯННЫЙ.
V.Закрепление материала
- Беседа по вопросам:
-Что делает его смешным?
-Какие смешные истории происходили с главным героем?
-Стихотворение не только рассмешило вас, но и заставило задуматься? Как вы думаете, о чем?
- Работа в тетрадях.
Словарная работа
- VI. Домашнее задание:
1.прочитать стихотворение выразительно стр.63-65
VII. Подведение итогов