Урок №10 Тема урока: Чередование согласных звуков
Цели урока: 1. познакомить с понятием «чередование»; с чередованием согласных звуков; научить учащихся выделять в тексте слова с чередующимися согласными звуками.
- развивать умения подбирать однокоренные слова к данному слову; навыки и умения правильного переноса слов и производить фонетический разбор слова.
- воспитание честности и вежливости, добросовестности и трудолюбию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее»
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- Задание №7, №6 стр.28
- Правило на стр.27
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: КНИГА- КНИЖКА, ПИСАТЬ- ПИШУ, ОТВЕТИТЬ – ОТВЕЧУ. Найдите корень в этих словах. Какие изменения вы заметили в корне слова?
- Замена одного звука другим при образовании или изменении слов называется ЧЕРЕДОВАНИЕМ.
— А теперь откройте учебники на стр. 31 задание №2 и сравните пары слов. Спишите, выделяя чередующиеся согласные в корне слова.
РАССКАЗАТЬ – РАССКАЖУ, ПИСАТЬ – ПИШУ, ХОТЕТЬ – ХОЧУ, ЗАЩИТИТЬ – ЗАЩИЩУ и т.д.
- V. Закрепление материала
- Прочитайте сказку на стр.30 и определите тему сказки. Тема — это то, о чем говорится в тексте.
- Ответьте на вопросы к тексту сказки:
-Как лиса попала в колодец?
-Почему лиса стала горевать?
-Кто заглянул в колодец?
-Как вы понимаете выражение от нечего делать?
-О чем спросил лису козел?
-Что ответила лиса?
-Как она к нему обратилась?
-Почему козел прыгнул в колодец?
-Что произошло потом?
-Как вы думаете, почему лиса обратилась к козлу со словами: сначала – голубчик, а затем – бородатый дурень?
- Подготовьтесь к чтению по ролям.
- Развитие связной устной речи.
А) Пересказать содержание сказки близко к тексту.
Б) Рассмотрев картинку, расскажите, какой эпизод сказки изображен в ней?
- Задание №3 стр.31 письменно
- Задание №4 письменно
- Задание №6 стр.32 Сказка «Грубая благодарность»
А) Разыграть по ролям
Б) Подобрать слова с чередующимися согласными из текста к словам бычок, рожки, крикнуть, помогать, прибегать, скажут.
В) Ответить на вопросы к тексту сказки.
- Задание №7 стр. 33
- Произвести фонетический разбор слов: БЫК, ЯМА,БАРАН.
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
задание №5 стр.32
задание №7 стр.33 выучить наизусть
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №11 Тема урока: Фонетический разбор слова
Цели урока: 1. научить учащихся произвести фонетический разбор слова.
- развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные; умения правильно ставить знаки ударения и делить слова на слоги.
- воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: фонетический разбор слов, фронтальный опрос, развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- правило повторить
- задание №4 стр.32
- IV. Новая тема. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с порядком фонетического разбора. Но сначала давайте мы вспомним все, что мы знаем по фонетике.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв?
-Сколько согласных букв?
-Сколько парных согласных по по глухости и звонкости?
-Сколько непарных звонких? Назовите их.(л,м,н,р,й)
-Сколько непарных глухих? Назовите их.(х,ц,ч,щ)
-Сколько непарных мягких? Назовите их.(ч,щ,й)
-Сколько непарных твердых? Назовите их.(ж,ш,ц)
-Сколько гласных звуков?(6)
-Сколько согласных звуков?(36)
-Сколько всего звуков? (42)
ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
- Написать слово, указать часть речи
- Разделить его на слоги
- Поставить знак ударения
- Написать буквы, расположив их вертикально
- Рядом с буквами написать звуки в квадратных скобках
- Дать характеристику каждому звуку ( гласный – ударный или безударный, согласный – парный (непарный) глухой или звонкий, парный(непарный) мягкий или твердый)
- Указать количество букв и звуков, количество слогов.
Разбор слова ПЕНЬ (на доске)
- V. Закрепление материала
Задание №1 стр.34 (прочитать сказку, ответить на вопросы)
Задание №2 стр.34 (выписать названия животных и произвести их фонетический разбор)
Задание №3 стр.35
Задание «Проверьте себя» стр.35
Развитие речи. 1. прочитать сказку в разделе «Чтение –вот лучшее учение»
- пересказать содержание
Работа по раздаточному материалу самостоятельно и у доски
- VI. Домашнее задание. Произвести фонетический разбор слов: ЕЖ, МЕДВЕДЬ, ЦИРК
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №12 Тема урока: Повторение раздела «Фонетика»
Цели урока: 1. повторение и закрепление изученного по разделу 2Фонетика».
- развивать умения производить фонетический разбор слова; различать парные и непарные согласные.
- воспитание трудолюбию, внимательности и активности.
Тип урока: повторение изученного материала
Методы и приемы: игра «Аукцион», тестирование
Оборудование: опорная таблица, тесты по теме «Фонетика», раздаточный материал.
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Произвести фонетический разбор слов: ЕЖ, МЕДВЕДЬ, ЦИРК
- IV. Повторение раздела «Фонетика».
- Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок повторения изученного материала по разделу «Фонетика». Мы поиграем в игру «Аукцион», где будет продаваться оценка «5» за знание этого раздела.
- Выполнение тестовых заданий по фонетике (25 вопросов)
- Фонетический разбор слов у доски:
ПЬЮТ, ЯГУАР, КОРОЛЬ
- Работа по раздаточному материалу «Фонетика».
- Разбор слов по составу: РУССКОГО, МАЛЕНЬКИЕ, ДЕТСТВО
- VI. Домашнее задание.
Фонетический разбор слов: РАДОСТЬ, ШУБКА, ВЕРЕВКА
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №13 Тема урока: Значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Цели урока: 1. познакомить с понятием «лексическое значение слова»; с однозначными и многозначными словами.
- развивать умения пользоваться толковым словарем, определять грамматическое значение слова.
- воспитание внимательности и организованности
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: работа со словарем
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, толковый словарь русского языка.
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Фонетический разбор слов: РАДОСТЬ, ШУБКА, ВЕРЕВКА
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Кроме лексического значения, слова имеют и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, у глаголов – ВРЕМЯ, ЛИЦО и ЧИСЛО.
Слова, имеющие одно значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Например, слово карандаш имеет одно значение, а слово спутник имеет два значения 1) спутник человека
2) спутник планеты и т.д.
-Приведите вы свои примеры.
- V. Закрепление материала
Задание №4 устно
Задание №5 стр.38 Работа со словарем
Задание №6 стр.38 устно
Работа по тексту «Кладовая»
А) озаглавлен текст так почему?
Б) определить тему.
В) ответить на вопросы стр.40
Г) придумать конец рассказа
Работа по раздаточным материалам
- VI. Домашнее задание.
1.Задание №8 стр.40
- правило стр.37-38
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №14 Тема урока: Прямое и переносное значение слов.
Цели урока: 1. познакомить с прямым и переносным значением слов.
- развивать умения различать прямое и переносное значения слов; составлять предложения со словами, употребленными в переносном значении.
- воспитание внимательности, наблюдательности, прививать любовь к природе
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: творческая работа, работа со словарем, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, толковый словарь, русско-казахский словарь
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
1.Задание №8 стр.40
- правило стр.37-38
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эти словосочетания:
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
-Как вы думаете, кольцо может быть золотым? А осень?
Вывод: золотое кольцо –прямое значение, золотая осень –переносное
— Приведите теперь вы свои примеры.
- Задание №1 стр.41 Стихотворение Абая «Осень».
А) Ответить на вопросы
Б) выполнить задания к тексту
- Чтение теоретического материала стр.42-43
- V. Закрепление материала
Задание №2 стр.43 устно
Задание №3 стр.43 перевод на русский язык
Задание №4 стр.43 устно
Задание №5 стр.44 письменно
А) объяснить значения слов: БРЫЗНУЛИ, СКРЕБУТСЯ, ЛОПОЧУТ
Б) перевести на родной язык: ИВОЛГА, БЕЛКА, КУНИЦА
В) ответить на вопросы
Творческая работа. Составить рассказ об уборке урожая по рисунку стр.45
- VI. Домашнее задание.
Задание №7 «Осень» стр.44 + развитие речи. Составить 5-6 предложений.
- Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №15 Тема урока: Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды.
Цели урока: 1. дать понятие о синонимах, заостряя при этом внимание на двух сторонах данного явления: близость значений и различия –смысловые оттенки, разная эмоционально-стилистическая окраска
- развитие и умения и навыков использования синонимов в речи.
- воспитание коммуникабельности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческий диктант, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: сборник диктантов, сюжетные картинки, словарь синонимов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 «Осень» стр.44 + развитие речи. Составить 5-6 предложений.
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Синонимы- это слова очень близкие по значению, но различающиеся оттенками смыслов. Эти слова относятся к одной и той же части речи. Например, прилагательные – дремучий, глухой, густой, частый одинаково могут быть применены к слову ЛЕС. Однако дремучий лес такой густой, что свет не проникает; глухой лес –запущенный, непроницаемый; густой лес – с густорастущими деревьями; частый лес – деревья в нем растут так близко, что трудно пройти.
- Чтение правила на стр.46
- Приведите свои примеры. (школьники, смеяться, друг, мокрый, скрываться)
- V. Закрепление материала
Задание №3 стр.47 письменно
Задание №4 стр.47 письменно
Задание №5 устно
Задание №6 письменно
Работа по тексту «Мишино поле»
А) составить 3 вопроса по тексту
Б) найти синонимы к данным словам стр.48
Творческий диктант. Вставить вместо пропусков синонимы.(см.: сборник диктантов)
- VI. Домашнее задание.
- Задание №8 стр.49
- правило на стр.46
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №16 Тема урока: Фразеологизмы и их значение.
Цели урока: 1. дать понятие о фразеологизмах; об однокорневых и разнокорневых антонимах.
2.способствовать усвоению простейших стилистических разграничений.
- воспитание культуры речи
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: творческая работа, диаграмма Венна, мини-диспут
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, пословицы и поговорки, иллюстрации
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
- Задание №8 стр.49
- правило на стр.46
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эти книги. Какие они? — толстая-тонкая, большая –маленькая, интересная –неинтересная. –К какой части речи относятся эти слова? (прилагат.) Какие они по значению? (противоположные).
Наша сегодняшняя тема урока: «Антонимы». Антонимы –это слова, которые относятся к одной части речи, противоположные по значению. Вот вы привели примеры: большая –маленькая. Корень в этих словах одинаковый или нет?
— Разные корни: больш… — маленьк…
— А в словах интересный – неинтересный?
— У них одинаковые корни.
Вывод: бывают однокорневые и разнокорневые антонимы.
-Приведите свои примеры.
-Обратите внимание, как образуются однокорневые антонимы.
-При помощи приставок.
-Для чего нужны антонимы?
—Они оживляют речь, делают ее выразительнее.
- Рассмотрите рисунки на стр.50. Скажите, на каком рисунке изображено начало осени, а на каком – конец осени? Как это вы определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.
- V. Закрепление материала
Задание №1 стр.50 устно
Развитие речи. Составьте диалог о погоде ранней и поздней осени.
Задание №3 устно, затем письменно (первого- последнего, новый – старый, начинался – заканчивался)
Диаграмма Венна.
природа осенью ………………….. природа зимой
Задание №4 стр.52
- определить стиль
- читать по ролям
Задание №5 стр.53 Восстановить диалог
Диспут «Осень – самая прекрасная пора»
ДА НЕТ
Задание №8 стр.54
- отгадать загадки
- выписать антонимы
- VI. Домашнее задание.
- Задание №7 стр.54
- выучить стих-ие об осени
- прочитать рассказ «Листопадничек» стр.213-214 VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №17 Тема урока: Повторение раздела «Лексика». Понятие о тексте.
Цели урока: 1. повторить изученное по лексике; раскрыть значение понятия «текст».
- развивать умения учащихся выделять микротемы, озаглавить части текста.
- воспитание внимательности, сосредоточенности при выполнении работ.
Тип урока: повторение изученного материала
Методы и приемы: фронтальный опрос,творческая работа, тестирование
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, тесты
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Повторение изученного по лексике.
А) Фронтальный опрос по теме:
1.Что изучает лексика?
- Какие слова называются однозначными?
- Какие многозначными?
- Как можно проверить эти признаки?
- Что такое прямое и переносное значение слова?
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
Б) тестирование стр.57
В) работа по раздаточно-дидактическому материалу.
Г) Задание №1 стр.55 «Что такое текст?»
Вывод по прочитанному: Текст – это группа предложений, объединенных одной общей темой.
Задание №2 стр.55
- определить тему
- выделить микротемы
- озаглавить части текста
- ответить на вопросы текста
- составить план текста
Задание № 3 стр.56 Творческая работа
- IV. Домашнее задание.
1.задание №4 стр.56 Написать небольшое сочинение
- V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №18 Тема урока: Контрольный диктант «Золотой дождь»
Цели урока: 1. 1. проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся по изученным материалам;
- развивать умения грамотно выполнять письменную контрольную работу, правильно переносить слова, расставлять знаки препинания.
- воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: урок контроль знаний
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Знакомство с текстом диктанта.
Золотой дождь
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листьями украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки по ветру. Запрыгали по сучкам. Понеслись по земле. Весело кружит ветер лесное золото.
1.Работа с трудными словами (объяснение их значений, написаний)
2.Объяснение правил оформления работ.
*соблюдать абзац
*дописывать строчку до конца
*сделать правильный перенос слов
*писать без помарок и исправлений
- Запись текста под диктовку учителя
- Проверка всего текста при повторном чтении
- Самостоятельная проверка работ учащимися
- Сдача работ для проверки
ІV. Подведение итогов урока.
Урок №19 Тема урока: Состав слова. Основа и окончание.
Цели урока: 1.дать понятие о составе слова, об основе и окончании.
2.развивать умения выделять в изменяемом слове окончание и основу; распознавать мягкую и твердую основу слова.
- воспитание любви к природе, бережному отношению к животному миру.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Новая тема.
- В слове выделяются основа и окончание. В основу слова входят КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА И СУФФИКС.
- Каждое изменямое слово имеет окончание, которое может быть и нулевым: ДРУГ СТОЛИК АПРЕЛЬ ИЗ ГНЕЗД У ПТИЦ НЕС БЫЛ Нулевое окончание не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова: ДРУГ ДРУГА ДРУГУ
- IV. Закрепление изученного материала
Задание №2 стр 59 (списать, выделяя основу и окончание)
Задание №3 стр 60 (выписать слова с нулевым окончанием и составить с ними 3 предложения, различные по цели высказывания)
- Основа может быть твердой и мягкой. После твердой основы пишутся буквы А, О, У,Ы; после мягкой основы – Ь, И, Е, Е, Ю,Я
Задание №4 стр 60 дополнить таблицу сущ-ными
Задание №5 стр 60 дополнить таблицу прилагательными
Задание №8 стр 61 письменно
Задание №7 стр 61 письменно (для сильных уч-ся)
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- IV. Домашнее задание.
задание №6 стр.60
правило выучить
- V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №20 Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока: 1. познакомить учащихся со значимой частью слова – корнем и однокоренными словами.
2.развивать умения распознавать однокоренные слова, отличать однокоренные слова от разных форм одного и того же слова
- воспитание любознательности и заботливому отношению к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
задание №6 стр.60
правило выучить
- IV. Новая тема. Скажите, какая часть в данных словах является общим?
ГОРА ГОРКА ГОРНЫЙ
СНЕГ СНЕЖНЫЙ СНЕГОВИК
- Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются ОДНОКОРЕННЫМИ.
- Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова ВХОДИТЬ ВХОД ВХОДНОЙ — однокоренные слова
ВХОД У ВХОДА ВХОДОМ — формы одного и того же слова
- V. Закрепление изученного материала
Задание №4 стр 62 Найти однокоренные слова
Задание №5 стр 62 Найти разные формы одного и того же слова
Задание №6 стр 63
Задание №7 стр 63
1) подобрать однокоренные слова
2) антонимы
Задание №8 выделить корень сущ-ных
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- IV. Домашнее задание.
задание №9 стр.63
задание №10 стр.64
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок