Урок №21 Тема урока: Суффикс
Цели урока: 1. познакомить с частью основы – суффиксом; с его ролью (образование слова), с его местом в слове (после корня), со значениями (обозначение профессии – ТЕЛЬ, -ИСТ, -ЧИК, -ЩИК).
- способствовать развитию умений образовать новые слова с помощью суффиксов.
- воспитывать любознательности, любви к животным, птицам и заботливому отношению к ним.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: диаграмма Венна, беседа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
задание №9 стр.63
задание №10 стр.64
- IV. Изучение нового материала
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, помещенные на странице 64 задание 1
ФУТБОЛ – ФУТБОЛИСТ
КАМЕНЬ — КАМЕНЩИК
— Какие из них обозначают предметы?
-Какие – профессии людей?
-Как образованы эти слова?
-От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?
ВЫВОД: суффикс –это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: ЕЖ-ЕЖИК, ЕЖОНОК
БЕЛЫЙ –БЕЛЕНЬКИЙ, ЮНЫЙ — ЮНОСТЬ
- V. Закрепление изученного материала
Задание №2 выписать названия профессий (у доски) выделить суффиксы
Задание №3 в тетрадях (самостоятельно)
Задание №4 ( у доски) 2 ученика
Задание №5 устно Работа с текстом о названиях птиц (стр 65)
- озаглавить текст
- подобрать родственные слова к сущ КУКУШКА, ВОРОН, СКВОРЕЦ, ГРАЧ
Задание №7 стр 67 устно
Диаграмма Венна КОРЕНЬ ———— СУФФИКС
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- IV. Домашнее задание.
задание №9 стр.67
задание №11 стр.68
правило на стр 64
- V. Подведение итогов урока.
Урок №22 Тема урока: Приставка и ее варианты
Цели урока: 1. познакомить с частью слова – приставкой; с его ролью ( образование слова); с его местом в слове (перед корнем).
- развивать умения образовать новые слова при помощи приставки.
- Воспитание нравственных качеств, эстетических вкусов
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа, диаграмма Венна
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- правило
- задание №9,11 стр 67,68
- IV. Объяснение нового материала
- Послушайте текст «Не только радость, но и обязанность».
- Подумайте, почему автор так озаглавил текст?
- Как вы понимаете выражение: Не дрогнула рука, не дрогнуло сердце?
- Вы согласны с автором, что Иметь собаку – это не только радость, но и забота?
- Развитие речи. Подготовить устный рассказ о своей собаке или кошке.
- А теперь обратите внимание на эти слова:
КУПИТЬ – ВЫКУПИТЬ
ЧИТАТЬ – ПРОЧИТАТЬ
ПИСАТЬ – ПЕРЕПИСАТЬ
БЕЖАТЬ – ДОБЕЖАТЬ
-Сравните их и скажите, чем они отличаются?
— Где находится приставка: перед корнем или после корня?
-Прочитайте правило на стр 70
Задание №4 стр 71
приближение | удаление |
подползти | отползти |
Задание №5 стр 71 Написать слова с нужной приставкой
Задание №3 стр 70
- составитьь вопросы к тексту
- выписать слова с приставками
- V. Закрепление материала
Диаграмма Венна
ПРИСТАВКА СУФФИКС
Задание №6 у доски
- VI. Домашнее задание № 7,8 стр 71 + правило на стр 70
VII. Итог урока. Комментирование оценок
Урок №23 Тема урока: Разделительные Ъ,Ь
Цели урока: 1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;
- развивать умения правильно поставить знаки Ъ и Ь в словах;
- воспитание чувства юмора, находчивости
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, беседа, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- № 7,8 стр 71 + правило на стр 70
- разбор по составу – ПОДСНЕЖНИКИ
- фонетический разбор слов – СЕКРЕТ, БОЯЗНЬ
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя. Ребята. обратите внимание на эти слова:
ПОДЪЕЗД, ОБЪЕМ, ОБЪЯВИТЬ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?
-На какую букву заканчиваются эти приставки?
-Перед какими буквами стоит Ъ?
-Какое правило можно отсюда сформулировать?
* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Е,Ю,Я
—А теперь обратите внимание на написание этих слов.
ВЬЮГА БЬЕТ СЕМЬЯ ВОРОБЬИ СОБАЧЬЕ
-Выделите корни слова и окончания
-Сделайте вывод о правописании Ь.
* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Е,Ю,Я.
Задание №1 стр 72 «Веселые стихи»
Задание №2 стр 73 у доски
Задание №3 стр 73 Записать слова с данными приставками и подобрать к ним сущ-ные
Задание №4 самостоятельно в тетрадях
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
Задания №6, №9 у доски
Развитие речи. Стих-ие А. Тажибаева «Серый козленок»
- беседа по вопросам стр 74
- устно рассказать, какие рисунки можно нарисовать к стих-ию
Прочитать стихотворение-шутку
- сравнить произношение и написание выделенных слов
- сколько букв и сколько звуков в каждом слове?
- IV. Домашнее задание.
задание №5 стр.73
задание №7 стр.74
- V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №24 Тема урока: Приставки и предлоги
Цели урока: 1.научить учащихся различать приставки от предлогов;
- развивать умения пересказывать содержание текста, используя данные глаголы.
- воспитание бережного отношения к живой природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, словарный диктант, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
задание №5 стр.73
задание №7 стр.74
правило на стр 73-74
- IV. Объяснение нового материала
Таблица
приставки | Предлоги |
Всегда пишутся слитно со словом
ВБЕЖАЛ НАПИСАЛ ПЕРЕПЛЫЛ ИЗГОТОВИЛ | 1.Всегда пишутся раздельно 2. Между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово Утром посмотрел в зеркало. Утром посмотрел в большое зеркало.
|
Задание №2 стр 76
- подчеркнуть предлоги
2.выделить приставки
- озаглавить текст
Задание №3 стр 77 устно
Задание№4 стр 77
- списать 2 абзац
2.выделить приставки
3.подчеркнуть предлоги
4.Развитие речи. Пересказать текст, используя глаголы стр 78
Задание №6 стр 78 отгадать загадки
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание.
1.задание №5 стр.78 + правило
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №25 Тема урока: Окончание. Морфемный анализ слова.
Цели урока: 1.научить учащихся находить в словах окончания; графически их обозначить; составить словосочетания.
- развивать умения составлять рассказ по данной теме; производить фонетический разбор слова и разбор слова по составу.
- воспитание бережному отношению к природе
Тип урока:комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее?»
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- Задание №5 стр.78
- фонетический разбор слов: ГЛОТАТЬ, ЧЕРВЯК, ЕСТЬ
- IV. Объяснение нового материала
- Чтение текста «Экос – значит дом»
А) Почему экологию называют наукой о доме?
Б) Как вы понимаете выражение: «Природа верно служит человеку»?
- Работа по заданию №2 стр 79
А) сравнить слова, выделить изменяемую часть слова
Б) списать в тетрадь
В) прочитать правило стр 79-80
Задание №3 стр 79
- поставить вопрос к сущ-ному – природа
- выделить окончания
- устно придумать предложения
Задание №4 стр 80
- прочитать, определить основную мысль
- выписать из текста однокоренные слова
Задание №5 стр 80
- составить из данных слов предложения
- выделить окончания слов
Задание №7 Подобрать антонимы к словам:
Грязный — …, загрязняются — …, живой — …, жить — … .
Игра «Кто быстрее?» Задание №10
1 вариант 2 вариант
Выписать сущ. женского рода выписать сущ. мужского рода
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание.
задание №8 стр.81
задание №11 стр.82 + правило
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №26 Тема урока: Разбор слова по составу
Цели урока: 1.познакомить учащихся с планом разбора по составу
- развивать умения производить разбор по составу, подбирать однокоренные слова к данному слову.
- воспитание нравственных качеств.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: разбор слова по составу
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, план разбора
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1.задание №8 стр.81
задание №11 стр.82 + правило
- фонетический разбор слов: ШЛЯПКА, ВЬЮГА
- IV. Объяснение нового материала
- План разбора слова по составу
А) выделить окончание
Б) обозначить основу слова
В) выделить корень слова путем подбора однокоренных слов
Г) выделить суффикс и приставку, если есть
Д) привести примеры, разобрав слова ГОРОДСКОЙ, ДВОРИК, НАХОДКА
Задание №3 Соединить линиями подходящие ответы
Задание №4 Выбрать правильный ответ (Б)
Задание №5 Заполнить пропуски 1) раздельно 2) слитно
Задание №6 Вставить, где нужно, разделительный Ъ
Задание 7 Вставить, где нужно, разделительный Ь
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание.
задание №8 стр.83
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №27 Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели урока: 1. познакомить с частью речи – именем существительным, со значением и вопросами, на которые оно отвечает.
- развивать умения находить в тексте существительные; распознавать одушевленные и неодушевленные сущ-ные; определять род сущ-ных.
- воспитание самостоятельности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: конкурс, выборочный диктант
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, сборник диктантов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1.задание №8 стр.83
- разбор слов по составу – дедушка. доброта,честность
- IV. Объяснение нового материала
* Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И обозначает предмет.
Например: КТО? – ученик, летчик, дедушка
ЧТО? – поле, утро, добро, мечта
* Существительные, отвечающие на вопрос КТО? – одушевленные
* Существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? – неодушевленные
Конкурс (за 1 минуту кто больше напишет одуш. и неодуш сущ.)
- V. Закрепление материала
Задание №1 стр 84 Прочитать, ответить на вопросы.
Задание №2 Вписать по 2 слова в каждую группу слов
Выборочный диктант (выписать из текста задания №3 слова в три столбика)
Муж род жен род ср род
Задание №4 стр 86 письменно
Задание №5 стр 86 устно
Задание №6 стр 87 письменно
- VI. Домашнее задание.
Задание №7 стр 88 + правило
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №28 Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные
Цели урока: 1. дать понятие об именах собственных и нарицательных
- развивать умения различать их и правильно писать( собственные – прописной, нарицательные –строчной).
- воспитание эстетических вкусов
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: диаграмма Венна, работа со слабоуспевающими
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1.задание №7 стр 88 + правило
- разбор по составу – школьники
- фонетический разбор слова — мальчик
- IV. Объяснение нового материала
- Имена собственные – это существительные, которые обозначают названия рек, озер, гор, городов, стран, государств, имена людей, фамилии, отчества. Марат, Женя, Каратал, Казахстан, Китай
- Имена нарицательные – это существительные, которые обозначают общее название предметов. Девочка, река, республика, озеро, парта и т.д.
- Имена собственные пишутся с прописной буквы, а нарицательные – со строчной буквы.
- V. Закрепление материала
Задание №1 стр 89 Найти собственные сущ-ые
Задание №2 Написать 4-5 предложения, указать собств. и нарицат. сущ.
Задание №3 стр 90
- чтение текста по ролям
- найти собст сущ-ые
- написать ФИО писателей, композиторов, художников.
Диаграмма Венна
СОБСТВ СУЩ НАРИЦАТ СУЩ
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
Задание №4 стр 91
- IV. Домашнее задание.
Задание №7 стр.92
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №29 Тема урока: Род имен существительных
Цели урока: 1. познакомить учащихся с родовыми окончаниями имен существительных.
- развивать умения различать существительные женского, мужского и среднего рода по окончаниям; согласовать сущ-ные с глаголами.
- воспитание нравственных качеств.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, словарный диктант, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр.92
- IV. Изучение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте рассказ на странице 93 «Задача»
-Как вы думаете, какие правила не усвоил мальчик?
-В каком предложении раскрывается основная мысль рассказа?
-Какие слова при чтении надо выделить усилением голоса?
Сравните окончания сущ-ных в женском, мужском и среднем роде. (задание 2)
-Какие выводы вы можете сделать?
- Имена сущ-ные женского рода имеют на конце- А, -Я, -Ь: школа заря осень
На конце сущ женского рода в единств числе после шипящих пишется Ь: речь помощь рожь
- Имена сущ-ные мужского рода имеют на конце твердый согласный, мягкий согласный или Й: год день герой
- Имена сущ-ные среднего рода имеют окончания –О, -Е: море озеро яблоко
- V. Закрепление изученного материала
Задание №3 стр 94 Распределить в три колонки, обозначив окончание
Задание №4 стр 94 составить словосочетания из данных сущ и прилаг.
Задание №5 стр 94 письменно
Задание №6 подобрать прилаг-ые к сущ мужского рода
Задание №7 стр 94 письменно (согласовать глаголы с сущ-ными)
Развитие речи. Чтение рассказа «Не стоит благодарности»
-Что значит это выражение?
-выпишите по образцу из текста сущ-ные
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
задание №8 стр.95
задание №9 стр.95
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №30 Тема урока: Число имен существительных
Цели урока: 1.познакомить учащихся с употреблением существительных в единственном и множественном числе; научить их определять окончания сущ-ных в этой форме.
- развивать умения определять род и число сущ-ных, производить фонетический разбор слова, подбирать синонимы к словам.
- воспитание внимательности и добросовестности при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческий диктант.
Оборудование: сборник диктантов, раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
- Разбор по составу слов: окончание, книжный
- фонетический разбор –ЛЕД
- IV. Объяснение нового материала
Задание на доске: Образуйте мн.число, выделите окончание.
ТЕТРАДЬ — БЕРЕЗА –
КНИГА — ДОМ –
СТОЛ — ЛЕС-
ПОМИДОР — КАЛОШ –
- Имена сущ-ные в русском языке, как и казахском, имеет два числа – единственное и множественное.
- V. Закрепление материала
Задание № 4 стр.97 письменно
Задание №2 стр.96 «Совесть»
- определить тему и основную мысль
- ответить на вопросы
Развитие речи. Составить небольшой рассказ по рисунку, используя азбуку вежливости.
Задание №5 стр.98 (определить число сущ-ных)
Задание №6 стр.98 (выписать сущ-ые в ед.числе, обозначить ударение, выделить окончания, определить род)
Задание №7 стр.98 (перевести на русский язык, выписать сущ-ные во мн.числе на русском и казахском языках).
Творческий диктант. Вместо точек написать сущ-ные мн. и ед.числа (сб.дикт)
- V. Домашнее задание.
- Рассказ В.Голявкина «Как я под партой сидел» стр.98
А) ответить на вопросы к тексту
Б) выписать сущ-ные, указать род и число.
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок