Урок №31 Тема урока: Падежи имени существительного
Цели урока: 1. восстановить в памяти учащихся знания о падежах и падежных формах; научить их склонять имена существительные; познакомить с предлогами, с которыми употребляется тот или иной падеж.
- развивать умения склонять существительные, относящиеся к разным родам, правильно выделять в них окончания; верно определить падеж в контексте по вопросу или по предлогу.
- воспитание усидчивости внимательности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческий диктант, работа по сюжетным картинкам
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, сюжетные картинки
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
- Рассказ В.Голявкина «Как я под партой сидел» стр.98
А) ответить на вопросы к тексту
Б) выписать сущ-ные, указать род и число.
- IV. Объяснение нового материала
- Чтение текста задания №1 стр.99 «Почему падежи так называются?»
- Выписать из текста сущ-ые каждого падежа.
- Выделить окончания, определить род, падеж.
- Указать сущ-ые одушевленные или неодушевленные, собственные или нарицательные.
Образец: сижу в классе – класс, муж. род., П.п, неодуш,нариц.
*Знакомство с теоретическим материалом стр. 100, стр.102
Задание №4 стр.101 Таблица употребления предлогов с падежами.
- V. Закрепление материала
Задание №3 стр.100 (Вставить окончания вместо точек)
Развитие речи и этикета. Задание №5 стр.101
-Как продавец относится к покупателям?
-Что было в отделе елочных игрушек?
-В каком отделе магазина было спокойно?
-Как вели себя ребята в отделе игрушек?
Творческий диктант. Написать слова в нужном падеже.
Работа по сюжетным картинкам. Составить рассказ, употребляя сущ-ные в разных падежах.
- VI. Домашнее задание.
1.Задание №6 стр.102
- правило на стр.100,102
VII. Подведение итогов урока.
-Сколько падежей в русском языке?
-Как определить падеж сущ-ного?
Комментирование оценок
Урок №32 Тема урока: Контрольный диктант «Праздник тюльпанов»
Цели урока: 1. проверка и оценка знаний учащихся;
2.развитие навыков грамотного письма;
3.воспитание любви и бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок –контроль
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Работа с текстом диктанта
Праздник тюльпанов
Многие знают, что тюльпан привезён в Россию из Голландии. Золотые руки голландских садоводов вырастили сотни удивительных сортов тюльпанов.
На цветущих полях ещё вкуснее традиционный обед, ещё прекраснее национальные несни, которые поют люди, собирая тюльпаны. Они украсят ими свои дома и деревья, которые превращаются в огромные огненные букеты. Случайные гости этого праздника удивляются – первый раз в жизни они видят «тюльпановое дерево».
Такие праздники волнуют людей до глубины души.
- IV. Словарная работа
- V. Подведение итогов урока.
Урок №33 Тема урока: Именительный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить с именительным падежом (начальной формой сущ-ных), с синтаксической ролью сущ-ных в И.п
- развивать умения находить в тексте антонимы и синонимы, однокоренные слова, сущ разного рода и выделять в них окончания;
- воспитывать скромности, тактичности и внимательности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Новая тема. Слово учителя: Прочитайте текст «Мальчик-пополам». Ответьте на вопрос:
-Почему он так озаглавлен?
-Встречали ли вы в своей жизни таких людей – ни плохих, ни хороших?
-Как сделать, чтобы обе половинки соединились?
-Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Выполните задание:
- найдите в тексте синонимы и антонимы
- переведите на родной язык
- спишите первое предложение
- подчеркните подлежащее
- определите, чем оно выражено
Прочитайте правило на стр 121
- IV. Закрепление нового материала
Задание №2 стр 104 письменно
Работа по тексту «Цветные мелки»
*-Как бы вы озаглавили текст?
-К какому типу речи относится текст?
-Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?
* Беседа по вопросам на стр 122
* подготовьтесь к пересказу
Задание282, стр 122 письменно
Задание 283 письменно
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание.
Упр.286, стр 124
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №34 Тема урока: Родительный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить с окончаниями имен сущ-ных в родительном падеже, с синтаксич ролью сущ в родит падеже.
- развитие умений использовать в речи сущ –ные в родит падеже; находить их в тексте; определить синт роль.
- воспитание интереса к изменениям в природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание Р1 или Р2 по выбору стр 106
Прочитайте стих-ие А.С.Пушкина «Зимнее утро»
-Как изобразил поэт картины зимнего вечера и яркого солнечного утра?
-Какую картину вы нарисовали бы к этому стих-ию?
* Проверьте безударные гласные в словах: НОСИЛАСЬ, ЖЕЛТЕЛА, ЗЕЛЕНЕЕТ, ПОГЛЯДИ, ЛЕЖИТ, ЧЕРНЕЕТ
- IV. Новая тема. Слово учителя: Сущ-ные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –А, -Я, а сущ-ные женского рода – окончания –Ы,-И: нет света, нет ручки, от снега, из леса, без дождя, до неба и т.д.
Сущ-ные в косвенных падежах в предложении бывают второстепенным членом предложения.
- V. Закрепление изученного материала
Задание №3 стр 107 «Что без чего не бывает»
- выписать сущ единств числа в родит падеже
2.обозначить окончания
- определить род
- расскажите о том, чего без чего не бывает, продолжив данное стих-ие.
Задание №4 стр 108 «Снежные слова»
- объяснить название текста
- указать падеж выделенных сущ-ных
- определить их синт роль
- выпишите из текста однокоренные слова. Обозначьте значимые части слова.
Задание №5 стр 109 письменно у доски
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
Задание №7 стр 110 + правило на стр 107-109
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №35 Тема урока: Дательный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить учащихся с окончаниями существительного в дательном падеже; научить их определять синтаксическую функцию слов в дательном падеже.
- способствовать развитию интересов к происхождению слов; наблюдательности.
- воспитание любви к природе родного края
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, составление вопросов, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №6 стр 109
- IV. Объяснение нового материала
- Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?
- Существительные мужского и среднего рода в дательном падеже имеют окончания –У, -Ю, а сущ-ые женского рода, оканчивающиеся на –А, -Я, имеют окончание –Е. Например, по снег-у, по лес-у, к кон-ю, к друг-у, по ветк-е, к земл-е.
- V. Закрепление материала
Задание №2 стр 111 «Зимний лес»
- беседа по вопросам стр 112
- творческая работа
Задание №3 Выписать предложения с выделенными словами, определить род, число, падеж и синтаксическую роль этих слов.
Задание №4 «Декабрь»
1) Ответить на вопросы
2) списать 1- предложение
3) указать падеж сущ СЛОВУ
4) определить синт роль этого слова
Задание №5 Подобрать к глаголам сущ в Д.п Составить предложение
5). Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
VII. Домашнее задание.
Задание № 6 cтр 113
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №36 Тема урока: Винительный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить с винительным падежом существительного; с окончаниями сущ в винительном падеже
- развивать умения изменять сущ-ые в И., Р., Д., В. падежах, выделять окончания.
- воспитание целеустремленности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, письмо по памяти
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
- Задание №6 стр 113
- фонетич разбор слова — КОНЬКИ
- разбор слова по составу — СОГРЕЮТ
- IV. Объяснение нового материала
- Существительные в винительном падеже употребляются без предлога и с предлогом. Провели (что?) конкурс Ходили (куда?) на конкурс
- Существительные женского рода с окончаниями –А, -Я в винительном падеже имеют окончание –У, -Ю. Любить стран-у, земл-ю
- Винительный падеж неодушевленных сущ-ых мужского и среднего рода совпадают с И.п.
Снег блестит на солнце. Я видел снег. Окно открыто. Я открыл окно.
- Винительный падеж одушевленных сущ-ых мужского рода совпадает с Р.п. Я встретил друга. Он остался без друга.
- V. Закрепление материала
Задание №1 стр 113
- Чтение текста
- Беседа по вопросам
- Выразительное чтение
Задание №2 Выписать из текста стих-ия сущ в В.п., определить их род, число
Задание №3 Отгадать загадки, списать, выделив сущ в В.п.
Задание №4 выучить стих-ие, написать по памяти, найти сущ в В.п., указать род.
Задание №5 Составить предложения, определить синт роль сущ.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
Задание №6 cтр 116 + составить рассказ о зиме, опираясь на «снежные» слова
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №37 Тема урока: Творительный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить со склонением существительных в творительном падеже; научить склонять сущ-ые женского, мужского, среднего рода в тв. падеже
- развивать умения составлять предложения с сущ-ными в Т.п.; производить разбор по составу.
- воспитание любознательности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ответы на вопросы, развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №6 cтр 116 + составить рассказ о зиме, опираясь на «снежные» слова
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя.
*Существительные мужского и среднего рода в Т.п. имеют окончания –ОМ, -ЕМ. Стать врач-ом, учител-ем; Ходить с друг-ом, за хлеб-ом, над пол-ем
* Существительные женского рода на –А, -Я в Т.п. имеют окончания –ОЙ, -ЕЙ.
Стать актрис-ой, переводчиц-ей; Ходить с подруг-ой, за сметан-ой, под парт-ой; думать над задач-ей
* После шипящих и Ц в окончаниях сущ. под ударением пишется буква О, без ударения – Е. врачом, полотенцем
- V. Закрепление материала
Задание №4 стр 118 Сущ. поставить в Т.п., обозначить окончание, указать род
Задание №5 стр 118 малыш – с малышом, задачи – над задачей
Задание №2 «Как залить каток» Ответить на вопросы
Задание №3 Выписать сущ в Т.п., указать род, число.
Развитие речи Объясните ребятам вашего двора, как залить каток.
Задание №7 самостоятельно
Задание №6 у доски Составить предложения с данными словами, поставить ударение
Задание №8 самтостоятельно
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- IV. Домашнее задание.
Задание №9 письменно
Задание 10 письменно и устно
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №38 Тема урока: Предложный падеж существительного
Цели урока: 1.познакомить с особенностями склонения существительных в П.п., в падежными окончаниями существительных в мужском, женском и среднем роде, синтаксической ролью сущ-ных в П.п.
- развивать умения склонять сущ-ые в предложном падеже, определять синт роль, употреблять в речи сущ-ые в П.п.
- воспитание интереса к изучаемой теме
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: устное склонение сущ, беседа, письмо по памяти
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, образцы склонения
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- Задание №9 письменно
- Задание 10 письменно и устно
Повторение изученного
Разбор слова по составу — МОЛОДОСТЬ
Фонетический разбор слова — ОБРЯД
- IV. Объяснение нового материала
- Существительные женского рода с окончаниями –А, -Я , мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание –Е
Мам-е, в дом-е, на елк-е, на зар-е
- Существительные в предложном падеже являются ДОПОЛНЕНИЕМ или ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ На елке было много игрушек.
- Существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом (о, об, во, в, на, при)
Чтение текста задания 1 стр 120
—поставить вопросы к выделенным словам:
на земле (где?), в доме (где?)
в небе (где?)
— ответить на вопросы стр 121
- V. Закрепление материала
Задание №2 стр 121
Задание №5 на доске
Задание №6 письмо по памяти
Задание №4 устно
Задание №7 на доске
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- IV. Домашнее задание.
Задание № 8 + правило
- V. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №39 Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
Цели урока: 1.познакомить с планом разбора имени сущ-ного; научить учащихся производить морфологический разбор сущ-ного;
- развивать умения составлять предложения, употребляя сущ в П.п., определять синт роль сущ-ых
- воспитание активности, любознательности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: фронтальный опрос, морфологический разбор сущ-ного
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, план разбора сущ-ного
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание № 8 + правило
- IV. Объяснение нового материала
- Фронтальный опрос
-Что такое имя сущ-ое
-Какие сущ отвечают на вопрос КТО?
-Какие сущ отвечают на вопрос ЧТО?
-Какие сущ называются собственными?
-Как называются остальные сущ-ые?
-Чем отличаются сущ-ые ОЗЕРО, РОДИНА, ПЛАН?
-Чем отличаются сущ-ые ПАРТА –ПАРТЫ?
-Как еще изменяются сущ-ые?
-Каким членом предложения являются вущ-ые в предложении?
Никита спустил скамейку на снег.
-Как вы это определили?
- Познакомьтесь с планом морфологического разбора сущ-ного:
А) Часть речи Общее значение
Б) Нач форма. Морф. признаки. Пост: собств, нариц, одушевл. Неодушевл, склонение, род. Непост: число, падеж
В) Синт роль
Произвести морф разбор сущ-ных из предложений:
Я пошел на горку. Поставили бобры крышу, в хате стало темно. Жил старик со старухой. На него нельзя было смотреть без смеха. Белка теребит на вершине спелую шишку.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
Морф разбор сущ Он стоит возле клетки с птицами. В саду суетились синицы.
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок № 40 Тема урока: Сочинение-описание «Зимние каникулы».
Цели урока: 1. научить учащихся определять тему описания, придумывать заголовок, составлять связный текст, употребляя опорные слова.
- развивать умения употреблять существительные мужского, женского, среднего рода в речи; повторить падежные вопросы. Склонение существительных.
- воспитание внимательности к изменениям в природе, любви к природе и умения замечать прекрасное в природе.
Тип урока: урок развития речи
Методы и приемы: развитие речи, работа по сюжетным картинкам и опорным словам.
Оборудование: сюжетные картинки по теме
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
- Падежи имени существительного (вопросы и предлоги).
- Морфологический разбор существительных из предложений: Он стоит возле клетки с птицами. В саду суетились синицы.
- IV. Новая тема. Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас урок развития речи. Обратите внимание на картинку, которая находится на странице 123.
-Какое время года изображено на рисунке?
-Чем покрыта земля, деревья, крыши домов, пруд?
-Кого вы видите на рисунке?
-Дайте имена девочкам и мальчикам. Расскажите, что каждый из них делает?
А теперь послушайте, как нужно составить текст-описание. Сначала вы должны хорошенько понаблюдать за тем, что вы решили описать, а затем определить тему и придумать заголовок. У вас недавно закончились зимние каникулы. Каждый из вас по-своему интересно провел это замечательное время. Поэтому давайте сейчас каждый подумает о том, как интересно провел каникулы и устно расскажет об этом. Вы можете использовать слова и словосочетания из задания для развития речи, которое находится на странице 124.
V.Прослушивание выступлений учащихся
VI.Корректировка рассказов
VII. Выполнение работ в черновиках, корректировка и запись в тетради.
VIII. Домашнее задание.
Задание «Проверьте себя» стр.124 № 1-7
- IX. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок