Урок №41 Тема урока: Имя прилагательное
Цели урока: 1. познакомить с самостоятельной частью речи – прилагательным; с общим грамматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью прил-ного.
- развивать умения распознавать прилагательные в тексте.
- воспитание эстетических вкусов, нравственные качества
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: диаграмма Венна, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Повторение изученного
-Что такое имя сущ-ное?
-Какие сущ отвечают на вопрос КТО?
-Какие сущ отвечают на вопрос ЧТО?
-Какие сущ называются собственными?
-Какие нарицательными?
-Как изменяются сущ-ые?
-Расскажите о трех склонениях имени сущ-ного.
-Назовите падежи с вопросами.
-Просклоняйте устно сущ ЗЕМЛЯ, МОРЕ, ВОЗДУХ
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с еще одной самостоятельной частью речи- прилагательным.
- Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Красный галстук, лисья шкура
- Прилагательное обозначает признак предмета: цвет, размер, материал и др.
- Прилагательное имеет число, склоняется, изменяется по родам.
Красное яблоко, красный галстук, красная кофта, красные флаги
И. красное яблоко
Р. красного яблока
Д. красному яблоку
В. красное яблоко
Т. красным яблоком
П. о красном яблоке
- V. Закрепление материала
Задание №1,2 устно стр 126 Задание №3 устно
Задание №4 стр 127 письменно Задание №6 устно
Задание №7 письменно
Диаграмма Венна Прилагательное Существительное
Творческая работа ( восстановить словосочетания, вставив прил-ые)
- Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание. Задание № 9 стр 128 + правило
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №42 Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода
Цели урока: 1. научить учащихся склонять имена прилагательные женского рода, выделять окончания, запомнить особенности их склонения.
- отработать навыки и умения склонять устно и письменно прилагательные с твердой и мягкой основой.
- воспитание интереса к изучению худ. произведений, пословиц и поговорок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 128
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте текст «Литература – искусство слова».
Докажите, что это текст-рассуждение.
-Как вы понимаете значение словосочетания народная мудрость?
-Объясните пословицу «Не было бы снегу – не было бы следу».
-Попробуйте прочитать этот текст без имен прилагательных. Что у вас получилось?
-Рассмотрите таблицу склонения имен прилагательных женского рода.
Выпишите словосочетания, подчеркните окончания прилагательных с твердой основой одной чертой, с мягкой основой – двумя. (стр 131)
Вывод: Р.Д.Т.П. — -ОЙ, _ЕЙ -ОЙ – с твердой основой, -ЕЙ –с мягкой основой
- V. Закрепление материала
Задание № 3 стр 131 Впишите в опорную схему вопрос и соответствующие окончания прилагательных, проверьте по таблице.
Задание 4 стр 131 Сравнить 2 текста
-Какой из них художественный?
-Объясните смысл пословицы.
-Отгадайте загадку.
-Ответьте на вопросы.
Задание № 5 стр 132
- выписать из текста «Петух» имена прилагательные
- определить род, число, падеж.
Творческая работа. Опишите какое-нибудь животное или птицу, используя прилагательные.
Задание №6 стр 132 Отгадайте загадки. Спишите, вставляя окончания прилагательных женского рода.
Фонетический разбор слова: СОЗДАЕТ
Разбор по составу: СЛУШАТЕЛИ
Морфологический разбор выделенных слов: Музыкой Чайковский начал заниматься довольно рано.
Задание №8 стр 133
- Прочитайте пословицы и скажите, в каких ситуациях их можно использовать.
- Определите род прилагательных. Что для этого нужно сделать?
* Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Объясните, почему вы так считаете.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
1.задание №7 стр.132
2.задание №9 стр.133
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №43 Тема урока: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
Цели урока: 1. научить учащихся склонять имена прилагательные женского рода, выделять окончания, запомнить особенности их склонения.
- отработать навыки и умения склонять устно и письменно прилагательные с твердой и мягкой основой.
- воспитание интереса к изучению худ. произведений, пословиц и поговорок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 128
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте текст «Литература – искусство слова».
Докажите, что это текст-рассуждение.
-Как вы понимаете значение словосочетания народная мудрость?
-Объясните пословицу «Не было бы снегу – не было бы следу».
-Попробуйте прочитать этот текст без имен прилагательных. Что у вас получилось?
-Рассмотрите таблицу склонения имен прилагательных женского рода.
Выпишите словосочетания, подчеркните окончания прилагательных с твердой основой одной чертой, с мягкой основой – двумя. (стр 131)
Вывод: Р.Д.Т.П. — -ОЙ, _ЕЙ -ОЙ – с твердой основой, -ЕЙ –с мягкой основой
- V. Закрепление материала
Творческая работа. Опишите какое-нибудь животное или птицу, используя прилагательные.
Задание №6 стр 132 Отгадайте загадки. Спишите, вставляя окончания прилагательных женского рода.
Фонетический разбор слова: СОЗДАЕТ
Разбор по составу: СЛУШАТЕЛИ
Морфологический разбор выделенных слов: Музыкой Чайковский начал заниматься довольно рано.
Задание №8 стр 133
- VI. Домашнее задание.
1.задание №7 стр.132
2.задание №9 стр.133
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №44 Тема урока: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели урока: 1.познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных во множественном числе, обращая внимание на зависимость окончаний имен прилагательных от сущ-ных, к которым они относятся.
- отработать навыки склонения имен прил-ных во множественном числе.
- воспитание интереса к музыкальному искусству.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, давайте познакомимся с текстом из задания №1 стр137 «Скрипач – баснописец»
- Чтение текста
- ответы на вопросы стр 138
Задание №2 Сравнить словосочетания
Музыкальная пьеса – музыкальные пьесы
Работа по ТАБЛИЦЕ стр 138 (задание №3) Чтение правила
- IV. Закрепление материала
Задание № 4 стр 138 Ответить на вопрос, выписать прилагательные множественного числа
Задание 5 стр 139 устно
Задание № 6 стр 139 у доски
Задание №7 стр 140 у доски
Разбор по составу: СЛУШАЕМ, ГЛУПЕЦ
Морфологический разбор выделенных слов: Дуб издавна ценится в хозяйстве.
Задание №8 стр 140 устно
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
Развитие речи. 1. рассказ «Что нужно человеку, чтобы стать музыкантом?»
«Мой любимый музыкальный инструмент»
- Составить словарь на тему «Музыка».
- V. Домашнее задание.
1.задание №9 стр.140
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №45 Тема урока: Повторение темы «Имя прилагательное».
Цели урока: 1. научить учащихся склонять имена прилагательные женского рода, выделять окончания, запомнить особенности их склонения.
- отработать навыки и умения склонять устно и письменно прилагательные с твердой и мягкой основой.
- воспитание интереса к изучению худ. произведений, пословиц и поговорок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 141
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, мы сегодня повторим и закрепим изученное о прилагательном и выполним морфологический разбор прилагательного по плану. Сейчас откройте стр 142 Задание №3-№9
*Ознакомьтесь с порядком морфологического разбора стр 242
Выполнение разборов на доске (3 ученика)
Русские частушки любит весь народ.
1 ученик – морф разбор слова РУССКИЕ
2 ученик – фонетич разбор слова ВЕСЬ
3 ученик – морф разбор слова НАРОД
Простая задорная мелодия этой песни легко запоминается.
Морф разбор – задорная, мелодия
Фонетич разбор – легко
Диаграмма Венна
Сущ-ое общее прил-ое
- синт роль 1)род 1) синт роль
(может быть любым 2) число 2) вопросы
членом предложения) 3)падеж
- вопросы 4)часть речи
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание. Выписать из текста 4 прилаг и произвести морф разбор
стр 232 «Школьный сад».
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №46 Тема урока: Морфологический разбор имени прилагательного
Цели урока: 1.научить учащихся производить морфологический разбор прилагательного.
- отработать навыки и умения употреблять имена прилагательные в речи; определять их грамматические формы и синтаксическую роль.
- воспитание самостоятельности, усидчивости и организованности
Тип урока: урок закрепления материала
Методы и приемы: морф разбор
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 141
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, мы сегодня повторим и закрепим изученное о прилагательном и выполним морфологический разбор прилагательного по плану. Сейчас откройте стр 142 Задание №3-№9
*Ознакомьтесь с порядком морфологического разбора стр 242
Выполнение разборов на доске (3 ученика)
Русские частушки любит весь народ.
1 ученик – морф разбор слова РУССКИЕ
2 ученик – фонетич разбор слова ВЕСЬ
3 ученик – морф разбор слова НАРОД
Простая задорная мелодия этой песни легко запоминается.
Морф разбор – задорная, мелодия
Фонетич разбор – легко
Диаграмма Венна
Сущ-ое общее прил-ое
- синт роль 1)род 1) синт роль
(может быть любым 2) число 2) вопросы
членом предложения) 3)падеж
- вопросы 4)часть речи
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- V. Домашнее задание. Выписать из текста 4 прилаг и произвести морф разбор
стр 232 «Школьный сад».
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №47 Тема урока: Глагол. Неопределенная форма глагола.
Цели урока: 1. научить учащихся различать глагол от других самостоятельных частей речи; различать неопределенную форму глагола от личных форм глагола; выделять окончание инфинитива
- отработать навыки и умения составлять предложения с глаголами в неопределенной форме, употреблять их в речи.
- воспитание трудолюбию и терпеливости
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, групповая работа, диаграмма Венна
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Выписать из текста 4 прилаг и произвести морф разбор
стр 232 «Школьный сад».
Повторение изученного
Маше нравятся народные песни.
- морф разбор – Маше
- разбор слова по составу – нравятся
- фонетич разбор – песни
- IV. Объяснение нового материала
- Чтение текста о глаголе стр 143
- Чтение текста из задания №1 стр 144 Ответить на вопросы, выписать глаголы
- Чтение правила
- Анализ примеров НЕСТИ ИГРАТЬ БЕРЕЧЬ
- V. Закрепление материала
Задание №2, №3 стр 144
Задание №4 Составить предложения с глаголами в неопределенной форме
Задание №5 Написать глаголы в неопределенной форме
Задание №7 стр 146 С данными глаголами составить словосочетания, обозначить падеж сущ-ых.
Диаграмма Венна
ПРИЛ-ОЕ ГЛАГОЛ
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
1.задание №6,8 стр.146
- развитие речи
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №48 Тема урока: Изменение глагола настоящего времени.
Цели урока: 1. научить учащихся изменять глаголы настоящего времени по лицам и по числам, выделять окончания, запомнить особенности их спряжения. 2. отработать навыки и умения различать глаголы прошедшего, настоящего времен и в неопределенной форме.
- воспитание интереса к изучаемой теме, внимательности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
1.задание №6,8 стр.146
- развитие речи
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте текст упражнения №1 стр 146
1.Найдите глаголы, которые отвечают на вопросы: что делать? Что делает? Что делали?
- Озаглавьте текст
Задание №2 стр 147
- написать однокоренные слова в таком порядке: СУЩ, ПРИЛ, ГЛАГОЛ
- выделить корень
Рассмотрите таблицу. Проспрягайте у доски глаголы
ИДТИ ГОВОРИТЬ
Прочитайте правило стр 148
Чтение текста «Человек, который всю жизнь играл в куклы»
А) беседа по вопросам
Б)найти в тексте однокоренные слова (куклы. кукольные, кукольники)
- V. Закрепление материала
Задание № 5 Выписать из текста глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? Что делают? Что делаются?
Задание №6 у доски
Задание №7 -тся, -ться
Задание №8 Дописать пословицы ( кончается, боится, сидится, боится, окликнется)
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
задание №9, 10
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №49 Тема урока: Изменение глагола прошедшего времени
Цели урока: 1. научить учащихся склонять имена прилагательные женского рода, выделять окончания, запомнить особенности их склонения.
- отработать навыки и умения склонять устно и письменно прилагательные с твердой и мягкой основой.
- воспитание интереса к изучению худ. произведений, пословиц и поговорок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 128
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте текст «Литература – искусство слова».
Докажите, что это текст-рассуждение.
-Как вы понимаете значение словосочетания народная мудрость?
-Объясните пословицу «Не было бы снегу – не было бы следу».
-Попробуйте прочитать этот текст без имен прилагательных. Что у вас получилось?
-Рассмотрите таблицу склонения имен прилагательных женского рода.
Выпишите словосочетания, подчеркните окончания прилагательных с твердой основой одной чертой, с мягкой основой – двумя. (стр 131)
Вывод: Р.Д.Т.П. — -ОЙ, _ЕЙ -ОЙ – с твердой основой, -ЕЙ –с мягкой основой
- V. Закрепление материала
Задание № 3 стр 131 Впишите в опорную схему вопрос и соответствующие окончания прилагательных, проверьте по таблице.
Задание 4 стр 131 Сравнить 2 текста
-Какой из них художественный?
-Объясните смысл пословицы.
-Отгадайте загадку.
-Ответьте на вопросы.
Задание № 5 стр 132
- выписать из текста «Петух» имена прилагательные
- определить род, число, падеж.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №50 Тема урока: Изменение глагола будущего времени
Цели урока: 1.научить учащихся склонять имена прилагательные женского рода, выделять окончания, запомнить особенности их склонения.
- отработать навыки и умения склонять устно и письменно прилагательные с твердой и мягкой основой.
- воспитание интереса к изучению худ. произведений, пословиц и поговорок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №7 стр 128
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, прочитайте текст «Литература – искусство слова».
Докажите, что это текст-рассуждение.
-Как вы понимаете значение словосочетания народная мудрость?
-Объясните пословицу «Не было бы снегу – не было бы следу».
-Попробуйте прочитать этот текст без имен прилагательных. Что у вас получилось?
-Рассмотрите таблицу склонения имен прилагательных женского рода.
Выпишите словосочетания, подчеркните окончания прилагательных с твердой основой одной чертой, с мягкой основой – двумя. (стр 131)
Вывод: Р.Д.Т.П. — -ОЙ, _ЕЙ -ОЙ – с твердой основой, -ЕЙ –с мягкой основой
- V. Закрепление материала
Задание № 3 стр 131 Впишите в опорную схему вопрос и соответствующие окончания прилагательных, проверьте по таблице.
Задание 4 стр 131 Сравнить 2 текста
-Какой из них художественный?
-Объясните смысл пословицы.
-Отгадайте загадку.
-Ответьте на вопросы.
Задание № 5 стр 132
- выписать из текста «Петух» имена прилагательные
- определить род, число, падеж.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
- VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок