Урок №51 Тема урока: Морфологический разбор глагола
Цели урока: 1.познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; научить их производить морфологический разбор глагола.
- отработать навыки и умения определять морф признаки и синтаксич роль глагола.
- воспитание внимательности, усидчивости, интереса к изучению нового материала.
Тип урока: урок закрепления изученного
Методы и приемы: морфологич разбор, тесты
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, план разбора, тестовые задания
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание № стр
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята,сегодня мы повторим изученное о глаголе, вспомним морфологические признаки и синтаксическую роль глагола
-Что такое глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Какие глаголы отвечают на вопрос Что делать? Какие на вопрос что сделать?
-Как изменяются глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?
-Каким членом предложения может являться глагол?
А теперь откройте страницу 243 и познакомьтесь с порядком разбора глагола
Задание №3 стр 158
Задание «Проверьте себя» стр 159 тестовые задания
№3 — №11 – письменно
№1-2 устно
Задание №1 Работа с текстом
А) ответить на вопросы
Б)выполнить задания к тексту
- V. Закрепление материала
Задание №1 Работа с текстом
А) ответить на вопросы
Б)выполнить задания к тексту
- VI. Домашнее задание.
Задание №4 стр 158 Из текста сочинения взять 3 глагола и произвести морф разбор
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №52 Тема урока: Контрольный диктант «Встреча»
Цели урока: 1. 1. проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся по изученным материалам;
- развивать умения грамотно выполнять письменную контрольную работу, правильно переносить слова, расставлять знаки препинания.
- воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: урок контроль знаний
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Знакомство с текстом диктанта.
Встреча
Я шёл на охоту. Глухо было в лесу. Высокие сосны и кедры окружали меня. На просеке я увидел мальчика. За плечами у него висело ружьё и сумка.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Мать посылала его при школе жить. Он отказался.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика. Он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
(по Р. Фраерману)
1.Работа с трудными словами (объяснение их значений, написаний)
2.Объяснение правил оформления работ.
*соблюдать абзац
*дописывать строчку до конца
*сделать правильный перенос слов
*писать без помарок и исправлений
- Запись текста под диктовку учителя
- Проверка всего текста при повторном чтении
- Самостоятельная проверка работ учащимися
- Сдача работ для проверки
ІV. Подведение итогов урока.
Урок №53 Тема урока: Простое предложение
Цели урока: 1.дать понятие о простом предложении;
- развивать умения делать правильную интонацию и паузу.
- воспитание внимательному отношению к изменениям в природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: развитие речи, беседа, анализ
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, сюжетные картинки
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III.Объяснение нового материала
1.Чтение стих-ия И.Никитина Задание №1 стр 160
- Беседа по вопросам
- Ответы на вопрос:
-Почему в речи мы используем разные предложения?
- Чтение правила стр 160
Наступила теплая весна. – это простое предложение, повествовательное
- Примеры учащихся (устно)
- IV. Закрепление материала
Задание №2,3 стр 161 устно
Задание 4 стр 161 устно
Задание № 5 стр 162 письменно
Задание №6 письменно
Распустился – морф разбор
Выбегают – разбор по составу
Яркое – фонетич разбор
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
Развитие речи. Опишите устно признаки наступающей весны в вашем краю
- VI. Домашнее задание.
Задание №4 выучить стих-ие
Задание (ромб) стр 162
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №54 Тема урока: Типы предложения по цели высказывания
Цели урока: 1.дать понятие о типах предложения по цели высказывания- повествовательное, вопросительное, побудительное;
- развивать умения правильного написания НЕ с глаголами, производить морфологический разбор глагола, прилагательного, существительного.
- воспитание любви к природе, эстетических вкусов.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: ролевое чтение, беседа, развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, сюжетные картинки
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III.Опрос домашнего задания Объяснение нового материала
Задание №4 выучить стих-ие
Задание (ромб) стр 162
IV.Объяснение нового материала
Слово учителя. Простые предложения по цели высказывания делятся на:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
- Предложение, в котором о чем-то сообщается, называется повествовательным
- Предложение, в котором о чем-то спрашивается, называется вопросительным.
- Предложение, в котором выражается просьба, совет, приказ или призыв, называется побудительным.
Например: Сегодня вечером пойдет дождь. Когда начнется занятие? Да здравствует 9 МАЯ!
- IV. Закрепление материала
Задание №1 стр 163 устно
Задание №2 стр 163 письменно
Задание № 3 стр 163 письменно
Задание №4 письменно
Задание №5 «Солнце, солнышко»
- выучить наизусть
- списать стих-ие
Задание №7 диалог (чтение по ролям)
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
Развитие речи. Работа по сюжетным картинкам стр 166 «Какой мальчик прибивал скворечник».
- VI. Домашнее задание.
Задание №6,9 стр 165-166
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №55 Тема урока: Главные члены предложения
Цели урока: 1.дать понятие о главных членах предложения; научить учащихся находить подлежащее и сказуемое в предложении; определить способы их выражения.
- развивать умения производить фонетический разбор, разбор по составу, морф разбор сущ-го, прил-го, глагола.
- воспитание целеустремленности, усидчивости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: соревнование, беседа, развитие речи
Оборудование: раздаточные материалы, сборник диктантов за 5 класс
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание № 6,9 стр 165-166
IV.Объяснение нового материала
Слово учителя. Ребята, сколько членов предложений есть в русском языке? А в казахском? Назовите члены предложения в казахском языке. В русском языке тоже 5 членов предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Сегодня мы пройдем с вами главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Например: Кошка мяукает. Собака спит. Весной лес шумит.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. Например: Ворона каркает. Миша играет на скрипке.
- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
- V. Закрепление изученного
Соревнование команд. Какая команда быстрее найдет грамматическую основу предложения. ( Раздаточные материалы)
Работа с учебником.
Задание №2 стр 167
Задание №3,4
Задание №5 1) морф разбор сущ-го
2)фонетич разбор
- VI. Домашнее задание.
Задание №6,8 стр 168
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №56 Тема урока Изложение «Зимний лес»
Цели урока: 1.обучить учащихся написанию изложения; передать письменно содержание прочитанного или услышанного ближе к тексту.
- развитие умений стилистически правильно строить предложения.
- воспитание внимательности.
Тип урока: урок развития письменной речи
Методы и приемы: беседа, составление плана, словарная работа
Оборудование: сборник диктантов и изложений
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Новая тема
Слово учителя. Ребята, сегодня мы будем писать изложение (текст на стр129), Чтобы написать изложение, вы должны познакомиться с текстом, а потом составить план пересказа. Затем вы должны научиться пересказывать содержание текста по этому плану как можно ближе к тексту. Только после этого вы оформляете письменно содержание текста.
- Чтение текста
- Работа с трудными словами
- Составление плана
- Беседа по содержанию
- Повторное чтение текста
- Пересказ содержания учащимися
- Работа в черновиках
- Редактирование работ и переписывание в чистовики
План:
Описание зимнего леса
Звуки леса
Красота спящего леса
- VI. Домашнее задание. Повтор правил
VII. Подведение итогов урока.
Урок №57 Тема урока: Грамматическая основа предложения
Цели урока: 1.закрепить знания учащихся о грамматической основе предложения
- развивать умения составлять предложения по рисунку; разгадывать кроссворд.
- воспитание любви и уважения к родине, к истории своего народа.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Методы и приемы: творческая работа, кроссворд, беседа
Оборудование: раздаточные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Повторение изученного материала
-Что такое главные члены предложения?
-На какие вопросы отвечает подлежащее?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает сказуемое?
-Что оно обозначает?
Приведите примеры.
Скажите, какое из данных сочетаний является предложением?
Ветер сильный
Ветер воет
Дождь с ветром
Ветер и дождь
Как вы это определили?
- IV. Закрепление материала
Задание № 1 (ответить на вопросы, выписать подлежащее и сказуемое)
Задание №2 ответить на вопросы к рисунку
Задание №3 назвать сущ-ые и прил-ые, употребленные в описании
Задание №4 составить 3 вопроса по рисунку и записать их в тетради.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими.
- VI. Домашнее задание.
Задание №5 стр 173
Написать сочинение на одну из тем
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №58 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о главных членах предложения
Цели урока: 1.обобщить и систематизировать знания учащихся о главных членах предложения.
- развивать умения находить по вопросам главные члены предложения, обозначать их условно, определять основную мысль текста
- воспитание желание беречь и охранять птиц
Тип урока: урок обобщения знаний
Методы и приемы: беседа, опорная схема, творческая работа
Оборудование: раздаточные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
Задание №5 стр 173 Сочинение
Повторение изученного
Спит в шлеме батыр.
Морф разбор –спит
Фонетич разбор –в шлеме
Синт разбор предл.
- Повторение, обобщение, систематизация изученного
Главные члены предложения
Подлежащее Сказуемое
Кто? Что? Что делать? Что сделать?
выражается обычно выражается обычно
личным местоимением глаголом
или именем существительным
Выполнение заданий № 1, стр. 164 (ответьте на вопросы)
№ 2, стр. 164 (выделите грамматическую основу предложений)
№3, стр.164 (синтаксический разбор)
№ 4, стр.164 (выписать из каждого предложения подлежащее и сказуемое)
- V. Домашнее задание. Написать сочинение «Готовимся к встрече птиц»
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №59 Тема урока: Дополнение
Цели урока: 1.Формировать у учащихся понятие о второстепенном члене предложения – дополнении.
2.Развивать умение определять в предложении дополнение, выраженное имени существительным и местоимением
3.воспитывать любовь к родному краю
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы морфологических разборов
Ход урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока
III. Повторение изученного материала
Дети поют3 в хоре3 песню3 о Родине3.
4 ученика у доски выполняют морфологические разборы данных слов из предложения.
IV.Изучение нового материала
- Чтение текста «Мой край», стр.168
-Укажите существительные в косвенных падежах
Отар – р.п, пшеницы – р.п., в границы –в.п., пиков – р.п., речек — р.п., батыров — р.п., героев — р.п.
-О каких богатствах Казахстана говорится в стихотворении?
Дополнение – это второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Относится к сказуемому.
Спит (в чём?) в шлеме батыр.
(У кого?) У меня болит голова.
V.Закрепление нового материала
Задание № 2, стр.168 (устно)
-Какой второстепенный член предложения постучался к главным членам предложения?
Задания №№ 3,4,5,6 (письменно)
- VI. Домашнее задание: №7,8, стр170 + правило, стр.169
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №60 Тема урока: Обстоятельство
Цели урока: 1.формировать у учащихся понятие о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.
2.развивать умение определять в предложении обстоятельство
3.воспитывать желание слушать и слышать друг друга, быть снисходительным к недостаткам и ошибкам других
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы морфологических разборов
Ход урока:
І.Организационный момент
ІІ.Постановка цели урока
- Опрос домашнего задания:
-Что такое подлежащее, сказуемое, дополнение?
-задание 7,8, стр.170
Повторение изученного материала
Из стихотворения выпишите сначала существительные, затем глаголы и прилагательные, ставя их в начальную форму.
Полетели по снегам снежные метели
Снегири снеговикам песню просвистели
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут лёд снегурки.
IV.Изучение нового материала
- Чтение текста «Степь»
-Какова основная мысль текста?
-Назовите слова, отвечающие на вопрос где?
Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы где?, куда?, откуда? (указывают на место) когда? ( на время) как? ( на способ действия). Относится к сказуемому.
V.Закрепление нового материала
Задание № 2, стр.171 (устно)
Задания №№ 3,4,7 (письменно)
- VI. Домашнее задание: № 5,6 (устно) + правила повторить
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок