Пояснения в сноске даются в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 (с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.) Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам
Предупреждающие дорожные знаки — сообщают водителю о приближении к опасному участку пути. Они информируют водителя о том, что по возможности надо сбросить скорость и удвоить свое внимание.
Предупреждение о движение через железнодорожные пути
Знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
устанавливаются перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или необорудованными шлагбаумами. Дублируются если расстояние видимости переезда вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах — 100 м.
Снизьте скорость перед возможным закрытием шлагбаума.
Если дорога проходит параллельно железной дороге на расстоянии от 20 до 50 м, то на пересекающей их дороге устанавливают дополнительно знак 1.1 или 1.2 с табличкой 7.1.1. Если расстояние между дорогами менее 20 м, то знаки 1.1 или 1.2 с табличкой 7.1.3 или 7.1.4 должны быть установлены перед пересечением с дорогой, ведущей в сторону переезда, на расстоянии 50 м от пересечения.
Удвойте внимание во время пересечения железнодорожного полотна, убедитесь в отсутствии приближающихся поездов.
Знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога»(верхний) и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»(пересечение больше одного путей)
устанавливаются перед всеми железнодорожными переездами без шлагбаума соответственно через железную дорогу с одним или двумя и более путями. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки 1.3.1 и 1.3.2 должны устанавливаться на одной опоре со светофором, а при ее отсутствии — на расстоянии не менее 20 м от ближнего рельса.
Сбавьте скорость, не всегда возможен хорошо оборудованный переезд путей.
Знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду»
устанавливаются вне населенных пунктов на дорогах общего пользования перед каждым переездом, а на других дорогах — при расстоянии видимости переезда менее 300 м. Знаки 1.4.1-1.4.3 должны устанавливаться с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4-1.4.6 — с левой. Знаки 1.4.1 и 1.4.4 должны устанавливаться с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.3 и 1.4.6 — со вторым знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 — самостоятельно, на равном расстоянии между первым и вторым знаком 1.1 или 1.2. Знаки 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 должны располагаться под знаком 1.1 или 1.2.
Уменьшение количества диагональных полос говорит об уменьшении расстояния до переезда, и наоборот.
Гл.15. Движение через железнодорожные пути
- Водители транспортных средств пересекают железнодорожные пути по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
- При подъезде к железнодорожному переезду водитель руководствуется требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду, и, кроме того, убеждается в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
- Запрещается выезжать на железнодорожный переезд:
1) при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
2) при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
3) при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной, в поднятой вверх руке — жезл, красный фонарь или флажок, либо с вытянутыми в стороны руками);
4) если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
5) если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
1) переезжать железнодорожные пути вне железнодорожных переездов;
2) объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
3) самовольно открывать шлагбаум на железнодорожном переезде;
4) перемещать через железнодорожный переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы без разрешения начальника дистанции пути железной дороги, движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
- В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель останавливается у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, а если их нет — у границы железнодорожного переезда.
- При вынужденной остановке на переезде водитель немедленно высаживает пассажиров и принимает меры для освобождения переезда. Одновременно водитель осуществляет следующие действия:
1) при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на одну тысячу метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда (локомотива, дрезины);
2) оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
3) при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Предупреждение о приближении перекрестков
Знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией»
устанавливается перед пересечением дороги с трамвайными путями вне перекрестка, а также перед перекрестками (площадями), через которые проходят трамвайные пути при расстоянии видимости путей менее 50 м. Если дорога проходит параллельно трамвайным путям на расстоянии менее 20 м, то знак 1.5 с табличкой 7.1.3 или 7.1.4 должен быть установлен перед пересечением с дорогой, ведущей в сторону трамвайных путей, на расстоянии 50 м от пересечения.
По возможности следует сбросить скорость.
Знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»
устанавливается перед пересечением равных по значению дорог, на подъездах, с которых расстояние видимости перекрестка вне населенных пунктов менее 150 м, а в населенных пунктах — менее 50 м. Знак 1.6 должен устанавливаться также перед перекрестком, на котором отменяется очередность проезда, установленная ранее с помощью знаков приоритета.
По возможности следует сбросить скорость.
Знак 1.7 «Пересечение с круговым движением»
устанавливается вне населенных пунктов перед каждым перекрестком, на котором установлены знаки 4.3, в населенных пунктах — перед перекрестками, расстояние видимости которых менее 50 м, а также перед каждым перекрестком, на котором отсутствует стационарное освещение.
По возможности следует сбросить скорость.
Знак 1.8 «Светофорное регулирование»
должен устанавливаться вне населенных пунктов перед каждым перекрестком, пешеходным переходом или участком дороги, движение на которых регулируется светофором, в населенных пунктах — при расстоянии видимости светофора менее 100 м, а также перед первым после въезда в населенный пункт перекрестком
или пешеходным переходом со светофорным регулированием.
По возможности следует сбросить скорость.
Гл.13. Проезд перекрестков
- При повороте направо или налево водитель уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по его направлению движения, на которую он поворачивает, велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке, и маршрутным транспортным средствам, движущимся по полосе, обозначенной знаком 5.9 (с учетом пункта 2 раздела 18 Правил).
- Запрещается выезд на перекресток или пересечение проезжих частей дорог, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
- Запрещается опережение движущихся в попутном направлении транспортных средств, ограничивающих водителю обзор.
Если на перекрестке или перед ним остановилось транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, продолжают движение убедившись, что это будет безопасно.
- Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители руководствуются правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
- При повороте налево или развороте по разрешающему сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства уступает дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, в том числе и въезжающим на перекресток в соответствии с пунктом 14 раздела 5 Правил. Таким же правилом руководствуются между собой водители трамваев.
- При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель уступает дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
- Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора трамвай уступает дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
- Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, выезжает в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде с перекрестка. В случае, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии и (или) знак 5.33, водитель руководствуется сигналами каждого светофора.
- При включении разрешающего сигнала светофора водитель уступает дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги данного направления.
- На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, продолжает движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе.
- На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, уступает дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения, в том числе осуществляющим разворот. Водитель, движущийся по главной дороге, имеющей разделительную полосу, перед завершением на перекрестке разворота убеждается, что транспортные средства, приближающиеся к перекрестку по второстепенной дороге, уступают ему дорогу.
- В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, руководствуются между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами руководствуются водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
- На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства уступает дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом руководствуются между собой водители трамваев. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
- При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства уступает дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом руководствуются между собой водители трамваев.
- В случае невозможности определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное) и отсутствии знаков приоритета, водитель руководствуется принципом, что находится на второстепенной дороге.
Прочие предупреждающие знаки
Знак 1.9 «Разводной мост»
должен устанавливаться перед всеми разводными мостами
и паромными переправами.
Предупреждает водителя о возможном подъеме моста, или переправе.
Знак 1.10 «Выезд на набережную»
должен устанавливаться перед участками дорог,
выходящими на набережную или берег какого-либо водоема. Знак 1.10 должен устанавливаться независимо от наличия дорожного ограждения.
Следует снизить скорость и удвоить внимание.
Знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»
должны устанавливаться перед кривыми в плане, если отношение скорости при проезде по опасному участку к скорости, характерной для предшествующего участка (коэффициент безопасности), менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующей кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения.
Следует сбросить скорость, обязательно ночью, при дожде, снеге или тумане.
Скорость движения, км/ч | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 120 |
Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости, м | 80 | 100 | 120 | 150 | 200 | 280 | 350 |
Знаки 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»
должны устанавливаться перед двумя и более следующими друг за другом кривыми в плане, если перед первой из них в соответствии с требованиями 5.2.14 должен быть установлен соответственно знак 1.11.1 или 1.11.2 и расстояние между соседними кривыми менее 300 м.
Расстояние между соседними кривыми в плане определяется между концом и началом следующих друг за другом кривых — круговых или переходных. При трех и более следующих друг за другом кривых в плане со знаками 1.12.1 и 1.12.2 следует применять табличку 7.2.1.
Следует сбросить скорость, обязательно ночью, при дожде, снеге или тумане.
Знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»
должны устанавливаться соответственно перед спуском или подъемом, если длина участка дороги на уклоне при соответствующей величине уклона больше указанной в таблице.
Следует удвоить внимание, опасность представляют впереди и сзади идущие транспортные средства при отказе тормозной системы есть опасность инерционного скатывания.
Знак 1.15 «Скользкая дорога»
должен устанавливаться перед участками дорог, на
которых коэффициент сцепления шин с покрытием во влажном состоянии менее 0,3.
Знак 1.16 «Неровная дорога»
должен устанавливаться перед участками дорог,
имеющими неплавные сопряжения на подходах к мостам и путепроводам и повреждения
покрытия (выбоины, наплывы, волнистость и т. п.), если коэффициент безопасности на данном
участке менее 0,6.
Знак 1.16.1 «Искусственная неровность»
устанавливается перед участками дорог, на
которых в целях безопасности дорожного движения специально сооружены искусственные
неровности «ограничители скорости ударного воздействия»
Знак 1.17 «Выброс гравия»
должен устанавливаться перед участками дорог с
усовершенствованным покрытием, на которых возможен выброс гравия, щебня и т. п. из-под
колес транспортных средств.
Знаки 1.18.1-1.18.3 «Сужение дороги»
должны устанавливаться вне населенных
пунктов перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на
0,5 м, а в населенных пунктах — перед участками дорог, на которых ширина проезжей части
уменьшается на одну полосу или более. Вне населенных пунктов знак должен устанавливаться
также перед мостами, путепроводами, эстакадами и тоннелями, если ширина проезжей части в
пределах искусственного сооружения равна или меньше, чем на подходах к нему, а в
населенных пунктах — если ширина проезжей части в пределах искусственного сооружения
меньше, чем на подходах к нему.
Знак 1.18.2 не должен устанавливаться в местах окончания полосы разгона и
дополнительной полосы на подъеме.
Знак 1.19 «Двустороннее движение»
должен устанавливаться перед участками дороги
(проезжей части) с двусторонним движением, если им предшествует участок с односторонним
движением.
Знак 1.20 «Пешеходный переход»
вне населенных пунктов должен устанавливаться
перед всеми обозначенными знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14 нерегулируемыми
пешеходными переходами, а в населенных пунктах — перед переходами, расстояние видимости
которых менее 150 м.
Знак 1.21 «Дети»
должен устанавливаться перед участками дорог, на которые
имеется выход с территорий детских учреждений (школ, оздоровительных лагерей и т. п.),
прилегающих непосредственно к данной дороге.
Знак 1.21 должен повторяться. Первый знак должен быть установлен на расстоянии 100 м, а
второй — не менее 50 м от начала опасного участка. С повторным знаком должна применяться
табличка 7.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, прилегающего
непосредственно к территории детского учреждения.
Знак 1.22 «Пересечение с велосипедной дорожкой»
должен устанавливаться перед
пересечениями велосипедной дорожки, обозначенной знаком 4.5, с дорогой, если они
расположены вне перекрестков.
Знак 1.23 «Дорожные работы»
должен устанавливаться перед местами проведения
любых видов работ на проезжей части, обочинах или разделительной полосе дороги, а также на
тротуаре, если пешеходы вынуждены при этом выходить на проезжую часть. В стесненных
условиях, а также в населенных пунктах второй знак 1.23 допускается устанавливать
непосредственно у начала участка проведения работ, при этом за начало участка следует
считать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство. При
проведении краткосрочных работ, связанных с профилактическим осмотром колодцев
подземных инженерных сетей или уборкой проезжей части, допускается установка одного
знака 1.23 на переносной опоре на расстоянии от 10 до 15 м от места проведения работ.
Знак 1.24 «Перегон скота»
должен устанавливаться перед участками дорог,
проходящими вдоль скотных дворов, ферм и в местах организованного перегона скота, через
проезжую часть дороги.
Знак 1.25 «Дикие животные»
должен устанавливаться перед проходящими по
территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов и т. п. участками дорог, если на них возможно появление диких животных.
Знак 1.26 «Падение камней»
должен устанавливаться перед участками дороги, на
которых возможны обвалы, оползни, снежные лавины и камнепады.
Знак 1.27 «Боковой ветер»
должен устанавливаться перед участками дорог,
проходящими по горным перевалам, высоким насыпям, мостам, путепроводам, вдоль ущелий и
рек и т. п., на которых возможен сильный боковой ветер.
Знак 1.28 «Низколетящие самолеты»
должен устанавливаться перед проходящими
вблизи аэродромов участками дорог, над которыми самолеты или вертолеты пролетают на
небольшой высоте.
Знак 1.29 «Тоннель»
должен устанавливаться перед тоннелями, в которых
отсутствует искусственное освещение, а также перед тоннелями, въездные порталы которых из-
за рельефа местности видны с расстояния менее 150 м.
Знак 1.30 «Прочие опасности»
должен устанавливаться перед опасными участками
дорог, вид опасности на которых не предусмотрен предупреждающими знаками по СТ РК 1125.
Знаки 1.31.1, 1.31.2, 1.31.4, 1.31.5 «Направление поворота»
должны применяться для указания направления поворота на кривых в плане малого радиуса с ограниченной видимостью,
если при приближении к кривой определение направления поворота затруднено, и устанавливаться с внешней стороны кривой на продолжении оси полосы (полос), по которой
осуществляется движение к повороту. На протяжении одной кривой знаки допускается повторять.
На перекрестке с круговым движением знак 1.31.1 должен устанавливаться на центральном островке, напротив соответствующего въезда. Допускается не устанавливать знак при наличии стационарного освещения перекрестка.
Знаки 1.31.1,1.31.2, 1.31.4, 1.31.5 должны быть установлены на высоте от 1 до 1,5 м.
Знак 1.31.3 «Направление поворота» должен устанавливаться на Т-образных перекрестках и разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении. На Т-образных перекрестках знак 1.31.3 должен устанавливаться напротив проезда, не имеющего продолжения, на разветвлениях дорог — непосредственно за местом, где разветвляются проезжие части дорог. Знак 1.31.3 должен быть установлен на высоте от 1 до 1,5 м.
Знаки 1.31.1-1.31.3 в местах производства дорожных работ допускается применять для дополнительного указания направления объезда огороженного участка. Знаки в этом случае допускается размещать на ограждающих барьерах.
Знаки 1.31.4, 1.31.5 «Направление поворота» должны устанавливаться по всему периметру кольцевой развязки с внутренней стороны и на кривых в плане с внешней стороны, на расстоянии, указанном в таблице 3, друг от друга в зависимости от диаметра кольца и радиуса кривой. Допускается применение знаков 1.31.4, 1.31.5 вместо знаков 1.31.1, 1.31.2
Знаки 1.31.4, 1.31.5 всегда ставятся в группах — минимум три знака, которые направлены перпендикулярно направлению движения транспортных средств. Знаки 1.31.4, 1.31.5 также можно использовать и для управления движением в зонах сужения дороги, в местах проведения ремонтных работ и на других местах, где необходимо дать дополнительную информацию о направлении дороги.
Знаки 1.32.1-1.32.3 «Объезд препятствия» применяются для обозначения элементов опор, мостов, путепроводов, парапетов, ограждений, края проезжей части и других дорожных сооружений и элементов дорог с целью повышения их видимости участниками дорожного движения. Знаки 1.32.1 -1.32.3 применяются для обозначения объездов островков безопасности и различного рода опасностей, находящихся на проезжей части.