В данной статье мы рассмотрим такую часть планирования урока, как цели. К сожалению, многие учителя воспринимают этот «пункт» как формальность и не просто не обсуждают его в классе, но даже не учитывают при планировании занятия. Это, конечно, неправильно. Без представления о том, чего вы хотите добиться в конце данного конкретного занятия, далеко вы не уйдёте: будете просто «заниматься» неделю, месяц, три года, как это часто происходит во многих школах, выходя из которых, ученики помнят, что «Ландан из зе кэпитал оф грэйт британ». И что-то про Генриха Восьмого…
Итак, что такое цели и почему их нужно не просто прописывать в плане занятия, но и обсуждать с классом? Цели – это то, чего вы хотите достигнуть в результате проведения урока. Из них вытекает всё последующее планирование. Мы не просто «что-то говорим». Мы хотим чего-то достигнуть. Это и есть наши цели. Мы хотим помочь студентам выучить английский, но это очень большая цель, и поэтому мы дробим её на множество маленьких, шаг за шагом приближающих к главной. Эти маленькие цели тесно связаны друг с другом, они друг от друга зависят. Целями могут стать навыки, которые мы хотим в студентах развить.
Если вы только начинаете преподавательский путь, велик соблазн обратиться к уже существующим поурочным планированиям и разработкам. И в этом нет ничего плохого. Тем более, если перед вами печатная книга, это значит, что она авторитетна, универсальна и априорно верна, так? Нет, не так. Помните, что лучше вас самих ваших студентов, их уровень и потребности не знает никто. В самом начале можно опираться на поурочные разработки других учителей, но чем дальше вы совершенствуетесь как учитель, тем яснее видите различия между своими собственными целями и тем, что «напечатано». Не следует считать, что все учителя думают одинаково и ставят перед собой одинаковые цели.
Понимать свои собственные цели очень важно, потому что это позволяет вам продумывать преподавательские стратегии, просчитывать свои шаги, анализировать возможное содержание урока и техники преподавания.
Итак, если начинающему учителю позволительно заглядывать в материалы более опытных учителей, то с продвижением в профессиональной сфере становится всё яснее и яснее, что продумывание и постановка собственных целей – неотъемлемая часть планирования. Теперь обратимся к другому вопросу: почему важно делиться своими целями с классом? Короткий ответ таков: студентам интересно, чего они достигнут в результате урока и для чего они делают весь этот миллион предложенных заданий. Если они ясно представляют себе, для чего занимаются, они, соответственно, занимаются лучше. Всё просто.
Теперь зададим себе ещё один вопрос: всегда ли следует рассказывать ученикам о целях ясно и чётко? Что ж, понятно, что «выучить английский» — одна большая и великая цель, и на этом фоне маленькие «кусочки» могут быть не столь важными. Но на протяжении всего курса очень полезно формировать в студентах понимание того, как достижение небольших, «локальных» целей всё ближе подводит их к главной. Это очень ободряет и мотивирует. Хотя, опять же, вы должны отталкиваться от собственного опыта: если вы преподаёте дошколятам, им знать о целях совсем не обязательно, главное, чтобы было развлекательно, весело и интересно. В других случаях информирование о целях весьма и весьма полезно.
Заинтересуйте студентов. Начните с большой цели и покажите, что она достижима через череду маленьких. Эта большая цель также не должна быть абстрактной. Чему студенты научатся в результате? Что они получат? Расскажите им об этом проекте. Он может принять форму итоговой презентации, портфолио, финального теста, отражающего достижения. Помните, что цель должна быть осязаемой и понятной.
Подведём итоги. Постановка целей и информирование о них обязательны в успешной работе учителя. Цель – это то, что конкретно, ясно, может быть измерено и оценено. В заключении хотелось бы добавить, что многие учителя путают цели урока и виды активности на уроке. Происходит подмена понятий. Ваша цель не сделать упражнения 1-10 в учебнике. Что даст вам выполнение этих упражнений? Это цель. Помните об этом, когда планируете своё занятие. Фантазии вам, интересных находок и успехов!