Урок № 11 Тема урока: Обучающее изложение «Киносъёмка»
Цели урока: 1. учить учащихся писать изложение
2.развивать у учащихся грамотно излагать текст; развивать письменную речь;
- воспитывать интерес к животному миру.
Тип урока: урок- контроль
Оборудование: сборник изложений
Ход урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Чтение текста изложения (стр.41, задание № 3)
- Работа над текстом
–Найдите в тексте часть – введение
-основную часть
— заключительную часть
- Составление плана к изложению
1.В зоопарке снимают фильм.
2.Роль Копуши.
3.Случилось неожиданное.
4.Медведица и пчёлы.
5.Напрсные старания.
- Пересказ по плану.
- Заключительное чтение по плану.
- Запись изложения в тетради для контрольных работ.
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание: повторить изученные правила
Урок № 12 Тема урока: Состав слова
Цели урока: 1. повторить сведения, изученные ранее о составе слова
- развивать умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова, умения высказывать свое мнение в форме рассуждения.
- воспитание организованности, дисциплинированности во всем.
Тип урока: урок-повторение
Методы и приемы: таблица ЗХИ, игра «Назови последнее слово», творческое задание.
Оборудование: опорные схемы, раздаточные материалы «Состав слова»
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Ребята, в 5 классе вы изучали состав слова и знаете из каких частей состоит слово. Каждый из вас может рассказать об этих частях слова. Но мы не будем о них рассказывать, а запишем в виде таблицы.
- Прошу вас нарисовать такую таблицу у себя в тетради и заполнить ее.
Знаю | Хочу знать | Изучил |
Окончание — это | ||
Основа – это | ||
Корень-это | ||
Суффикс –это | ||
Приставка -это |
- Анализ таблицы.
- IV. Закрепление материала.
1.Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.
- Спишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, подберите проверочные слова: г…ворить, отд…хать, ст…мнет, см…треть, с…деть, беск…нечный, с…диться, спр…сить.
- Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
А) ответить на вопросы
Б) высказать свое мнение в форме рассуждения.
Ответ можно начать так:
1.- Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:
- – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что:
- 4. Игра «Назовите последнее слово» стр.44
- Работа по карточкам со слабоуспевающими детьми.
- V. Домашнее задание. Разобрать слова по составу: небольшого, подводный, машинистов, придумал, заволновалось, льдинка, солнышко.
- VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок № 13 Тема урока: Окончание существительных, прилагательных, глаголов
Цели урока: 1. повторение изученных знаний об окончаниях существительных, прилагательных, глаголов; определение роли окончания.
- закрепить в памяти полученные знания путем выполнения тренировочных заданий; повторить способы выявления окончаний слов- склонение сущ-ных и прилагательных, спряжение глаголов;
- воспитание усидчивости, целеустремленности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: эссе, беседа, грамматический анализ
Оборудование: опорные таблицы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание: разбор слов по составу
- IV. Объяснение нового материала
- Ребята, мы сегодня будем вспоминать, как же можно найти окончания сущ-ного, прилагательного и глагола. Для этого возьмем три слова и попробуем определить окончание, доказывая свой выбор. Найдите окончания слов:
Игра игровой играть
-Как вы нашли окончания слов?
-Что такое окончание слова?
Найдите окончания в словах: шагает, школьный, веселятся, звук, летние, озера
- Что нужно сделать, чтобы из данных слов получить предложение?
Мы, хорошо, учиться, в, новый, учебный, год.
Мы, играть, в, футбол, и, смотреть, телевизор, после, уроки.
Мы, помогать, мама.
-Значит, для чего служит окончание?
- VI. Закрепление изученного материала
Задание №3 разобрать слова по составу
Задание №4 обозначить основу слова
Задание №5 придумать вопросы по теме и задавать друг другу по очереди
Написать эссе «Для чего нужно окончание?»
Задание №7 стр.46 дописать окончания частей речи
Задание №8 стр.46 письменно
Задание №9 перевести текст на русский язык и перевод записать, отделить основу и окончание.
VII. Домашнее задание. Задание №10-11 стр. 46-47
VIII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок № 14 Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цели урока: 1. научить учащихся находить корень слова, подбирать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов.
- развивать умения выполнять грамматические разборы, развивать способности логически думать, правильно произносить слова и выражения.
- воспитание чувства прекрасного, эстетических вкусов.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: ролевое чтение диалога, диаграмма Венна
Оборудование: раздаточный материал, опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Выполнение грамматических разборов: фонетич разбор слов- ясный, вьюга
Разбор по членам предложения — Таня не испугалась крутого обрыва.
- IV. Объяснение нового материала.
- Слово учителя. Ребята, давайте прочитаем «Сказку о чудесном дереве» на стр.48 и выполним задания к нему.
- Работа над произношением слов и выражений: корень дерева, корень зуба, корень слова.
- Ролевое чтение диалога
- Выписать слова с корнем –ход-. Ответить на вопрос, чем они отличаются друг от друга.
- Знакомство с правилом «Корень слова» стр.50
- V. Закрепление изученного материала
Задание №1 стр.50 устно
Задание №2 стр.50 письменно
Задание №3 письменно у доски
Задание №4 стр.50 устно
Выполнение заданий по раздаточным материалам.
Работа у доски. Выполнение разборов: 1.по составу – рассказать, подходить, больница, почтовый, садовник, подоконник.
- морфол. разб. выделенных слов – Какие славные имена у птиц!
- VI. Домашнее задание. Задание №5 стр. 51, задание №6 стр.51
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок № 15 Тема урока: Родственные слова
Цели урока: 1. познакомить с понятием «родственные слова», научить подбирать родственные слова к данному слову, выделить общую часть.
2.способствовать развитию логического мышления путем выполнения развивающих заданий; развивать умения составлять кроссворды, ребусы.
- воспитание трудолюбию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развивающие игры, творческая работа
Оборудование: кроссворды, ребусы, сборник диктантов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №5 стр. 51, задание №6 стр.51
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Ребята, родственные слова –это слова, которые имеют общий корень, то есть у таких слов значения похожие. Например: гора, горный, гористый. У этих слов есть общий корень –ГОР-, они все связаны по значению со словом ГОРА. Также есть слово с таким же корнем –ГОР-. Это слово – ГОРЕТЬ, но это слово имеет совсем другой смысл и оно не имеет ничего общего со словом ГОРА. Поэтому не все слова, которые имеют один и тот же корень, являются однокоренными.
- Откройте учебники на стр. 51. Обратите внимание на иллюстрации и ответьте на вопрос: Однокоренные ли это слова?
ГОРЕЦ ГОРЕТЬ ГОРЕВАТЬ
- Игра «Найди общее». Найдите общее в этих словах.
- V. Закрепление материала.
- Подберите к каждому из данных слов однокоренные родственные.
- Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами
- Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.
- VI. Домашнее задание. Подберите однокоренные родственные слова: республика, книга, улица, старый
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок № 16 Тема урока: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Цели урока: 1. научить учащихся находить корень слова, подбирать однокоренные слова; различать форму одного и того же слова.
- развивать умения различать однокоренные слова от форм одного и того же слова; производить разбор по членам предложения, различать части речи.
- воспитание любознательности, деловых качеств.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, диаграмма Венна, игра «Кто быстрее?»
Оборудование: задания для игры, занимательные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Подберите однокоренные родственные слова: республика, книга, улица, старый
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, обратите внимание на эти слова:
ЛЕТЧИК, ЛЕТЕТЬ, ПОЛЕТ, САМОЛЕТ, ЛЕТНЫЙ
ЛЕТЧИК ЛЕТЧИКА ЛЕТЧИКУ ЛЕТЧИКОВ
ЛЕТЕТЬ ЛЕТЕЛА ЛЕТЕЛИ ЛЕТЕЛ
Скажите, слова первого ряда имеют одно и то же значение или разное?
-Какой у них корень?
-Найдите окончание в этих словах.
-Выделите основу.
-Основа одинаковая или разная?
-Чем отличаются слова 2 и 3 рядов?
-Какой вывод можете сделать? Что такое однокоренные слова? Что такое форма одного и того же слова?
- Составьте диаграмму Венна
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА
- V. Закрепление изученного материала
Задание №1 стр.55 письменно
Задание №2 стр.55 устно
Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.
Задание №3 стр.55 устно
Игра «Кто быстрее?» (Задание №4 стр.56)
Кто быстрее напишет однокоренные слова и формы этих же слов
1 команда 2 команда
Рисую, дети, праздник радостный, школьный, игра
Задание №5 стр.56
- VI. Домашнее задание.
1.Задание №6 стр.57 устно
2.Ответить на вопросы 6,7,8 к тексту «Юные техники» стр.57
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок № 17 Тема урока: Повторение изученного о лексике и составе слова
Цели урока: 1. повторить пройденный материал, выполняя тренировочные упражнения по лексике и составу слова;
- развивать умения находить лишние слова в ряду родственных; умения выделять окончания слов, относящихся к различным частям речи;
- воспитание трудолюбия, добросовестности.
Тип урока: урок-повторение
Методы и приемы: игра «Найди лишнее слово», тесты.
Оборудование: тестовые задания, раздаточный материал по разделам
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание№5 стр.51
- IV. Повторение изученного.
- Ответы на вопросы учителя:
-Что изучает лексика?
-Что такое прямое и переносное значение слова?
-Какие слова мы называем общеупотребительными?
-Какие слова называются заимствованными7
-Что такое интернациональная лексика?
-Что изучает словообразование?
-Что такое корень слова? Как можно его найти?
-Что такое однокоренные слова? Приведите примеры.
— Что такое форма одного и того же слова? Приведите примеры.
- Выполнение тестовых заданий.
- Выполнение тренировочных упражнений по изученным материалам.
Задание № 2 стр.50
Задание №3 стр.50
Задание №4 стр.51
- Игра «Найди лишнее слово»:
Сад лето гора вода
Сажать лететь горный водный
Сажа летний гореть водитель
Посадка летом гористый водопад
- Работа со слабоуспевающими детьми по раздаточному материалу.
- V. Домашнее задание.
Задание №5 стр.51
Задание №6 стр.51
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок учащихся
Урок № 18 Тема урока: Контрольный диктант
Цели урока: 1. Проверка и контроль орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.
- развитие способностей аккуратно и внимательно выполнять контрольные задания, соблюдая все нормы оформления письменных контрольных работ.
- воспитание аккуратности, собранности и внимания.
Тип урока: урок контроль знаний
Методы и приемы: работа с трудными словами, словарная работа
Оборудование: сборник диктантов, словари
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Знакомство с текстом диктанта
- Чтение текста диктанта
- Определение сложных слов
- Объяснение значений этих слов по словарю
- Объяснение написаний сложных слов и знаков препинаний на непройденные темы.
- Напоминание правил оформления письменных работ.
- Выполнение работ в тетрадях.
- Самостоятельная проверка учащимися своих работ.
- Сдача работ учителю для проверки.
- IV. Домашняя работа. Повторение изученного о частях слов, об однокоренных словах и формах слова.
- V. Подведение итогов урока.
Урок № 19 Тема урока: Приставка и суффикс как средства образования новых слов
Цели урока: 1. научить учащихся выделять части слова, определять суффиксы и
приставки; различать однокоренные слова и формы слова.
2.развивать умения правильно произносить слова, различать части
речи, производить разбор по членам предложения.
- воспитание вдумчивости, рассудительности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: интерактивные игры, диаграмма Венна, беседа по тексту
Оборудование: опорные таблицы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Ребята, прочитайте текст, помещенный на странице 58 «Зачем ходят на работу?» и ответьте на данный в заголовке вопрос.
- Найдите в тексте слова с одним и тем же корнем. Как называются такие слова?
- Подберите однокоренные слова к слову СТРОИТЬ.
- Что такое форма слова? Найдите формы слов из данного ряда: работа, на работу, работать, заработок, работаешь; Жить, живет, живут, житель. Жизнь, живу; Пишу, пишет, записать, писатель, пишешь.
- Научитесь правильно произносить слова: птица, зверь, брюки, пиджак, уголь, заработок, вьют, шьют, производит, добывает.
- IV. Закрепление изученного материала.
- Задание №2 стр.59 (найти однокоренные слова, выделить приставки и суффиксы, указать части речи)
Задание №3 стр.60 (определить способ образования слов)
- Работа по словообразовательной схеме на стр. 60
- Подбор слов, соответствующих данным схемам из задания №3:
ПОД… НИК ПО…КА …ВЕД…А ЗА…КА
- Задание №4 «Легко ли строить город?» (ответить на вопрос, доказать свой ответ; объяснить образование выделенных слов)
- Разбор по членам предложения: Строители создают новые города. Они строят новые дома.
- Диаграмма Венна ПРИСТАВКА…………. СУФФИКС
- Игра «Найди общее» птица жизнь зверь
- V. Домашнее задание. Задание № 5 стр.61
- VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Урок № 20 Тема урока: Образование слов при помощи приставок
Цели урока: 1. познакомить с частью слова – приставкой, служащей для образования новых слов; со значениями приставок; с правописанием некоторых приставок;
- развитие способностей сравнивать значения слов, делать выводы по прочитанному, подбирать глаголы-антонимы и глаголы-синонимы при помощи приставок; выполнять грамматические разборы.
- воспитание активности и добросовестности при выполнении работ, внимательности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: занимательные игры, беседа по содержанию текста
Оборудование: опорная таблица
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания Задание 5 стр.61
- IV. Объяснение нового материала
- Чтение текста упражнения №1 «Как я учил русский язык»
- Назовите однокоренные глаголы – вышел, дошел, перешел, зашел;
Проехал, переехал, уехал.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Есть ли приставки на казахском языке?
- Рассмотрите схему образования однокоренных глаголов с приставками и переведите их на казахский язык.
ВЫ- ПРО-
ВО- ШЕЛ У- ЕХАЛ
ДО- ЗА-
— Приставки НА-, ЗА- всегда пишутся с гласной А: написать, закричать
— Приставки ПО-, ОТ-, ДО-, СО-, ПРО-, ПОД- всегда пишутся с гласной О: посеял, довез, собрал, прочитал
- V. Закрепление изученного
Задание №3 стр.62 (устно)
Задание №4 стр.63 (устно)
Задание №5 «О чем говорят приставки?»
Задание №6-7 глаголы-синонимы и глаголы-антонимы (устно)
Задание №8 (письменно) вставить глаголы ПРИЙТИ-УЙТИ, ПРИЕХАТЬ-УЕХАТЬ
Задание №9 (устно) опорная таблица
вопрос | Предлог | Приставка |
Что такое? Для чего служит? Как пишется со словом? | Слово Для связи слов Раздельно | Часть слова Для образования слов Слитно |
Задание №11 (письменно) стр.64
- VI. Домашнее задание. Задание № 10 стр. 64 (письменно)
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок