Урок №31 Тема урока: Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением.
Цели урока: 1. совершенствовать знания учащихся о главном члене предложения –подлежащем; о способах его выражения.
- способствовать закреплению полученных знаний в памяти; умению употреблять их в речи, а также производить грамматические разборы.
- воспитание вдумчивости и сообразительности и активности
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развивающие игры, эссе «Мои любимые занятия»
Оборудование: опорные таблицы, занимательная грамматика
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Составить из данных слов небольшой рассказ.
- IV. Объяснение нового материала
- Работа с текстом «Школа»
А) Чтение текста
Б) Ответы на вопросы:
—Чему учили в восточной школе?
-Как учили учеников в греческой школе?
-Что интересного было в римской школе?
-Какие порядки были в древнерусской школе?
-Чем отличается наша современная школа?
В) Выполнение заданий к тексту. Стр 97
Г) Задание на развитие речи. Стр 97
Задание 2 стр 98 Игра в школу
Задание 3 пересказ на русском языке
Задание 1 стр 98 (Найти главные члены предложения, указать, чем они выражены)
- Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Подлежащее обычно выражается именем существительным или личным местоимением в именительном падеже. Марат играет на баяне. Он играет хорошо.
Задание 2 стр 98 Заменить подлежащие-сущ-ные местоимениями ОН, ОНА, ОНИ
Задание 3 стр 99 1) работают кружки, 2) Анвар записался 3) Он занимается 4) Анвар сделал 5) ребята вырастили 6) Валя записалась 7) она научилась 8) Володя и Эрик играют 9) они выступали
Задание 4 письменно
- V. Закрепление материала
Задание 5,6,7,8,9,10 устно
Задание 11 стр 101 Выписать из текста грамматическую основу
- VI. Домашнее задание. Составить рассказ ( условия написания рассказа на стр 101)
VII. Итог урока. Комментирование оценок.
Урок №32 Тема урока: Контрольный диктант «Мишка» ( с грамматическим заданием)
Цели урока:1.проверка и оценка знаний и умений учащихся;
2.развитие грамотной письменной речи учащихся;
3.воспитывать интерес к жизни животных.
Тип урока: урок — контроль
Методы и приемы: словесные
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с текстом диктанта.
Мишка
Медвежонок ехал сначала в машине, а потом самолётом. И стал Мишка жить, не подозревая, что есть на свете пахучие муравейники, клюква и мёд в высоких дуплистых липах. Кормили Мишку овсяной кашей, щами, капустой, давали сахар и хлеб.
Потом на Мишку надели ошейник и посадили на цепь.
К зиме Мишке выстроили сарайчик с тёплой крышей и чистым полом. Но с первыми же морозами он взломал пол и долго вышвыривал наружу красную глину. Петрович принёс охапку душистого сена. Мишка тотчас устроил в яме постель, улёгся, но не заснул.
- Грамматическое задание
1.Выполните морфемный разбор слов:
1вариант – медвежонок, мёд, дуплистых
2вариант – муравейник, манина, выстроили
2.Подчеркните главные члены предложения:
1вариант – в первом предложении
2 вариант – в последнем предложении
- Итог урока
Урок № 33 Тема урока: Глагол-сказуемое
Цели урока: 1. восстановить в памяти учащихся знания о глаголе; дать более подробную информацию о данной части речи.
- закрепить знания учащихся о глаголе, о его синтаксической роли; развивать умения находить корень слова, приставку; выделять в предложении главные члены предложения.
- воспитание любви к природе.
Тип урока: урок повторения изученного
Методы и приемы: творческая работа, выборочный диктант
Оборудование: опорная таблица, сборник диктантов
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Объяснение материала. Слово учителя: Ребята, восстановите текст на странице 103 о глаголе. А теперь выполните задание по определению вида и времени глаголов на стр.104, а также образуйте множественное число.
Прочитайте правило на странице 105 и рассмотрите таблицу об изменении глаголов по временам.
- IV. Закрепление изученного материала.
Задание №2 стр.105 Разобрать по членам предложения. Определить, в каком времени употреблены глаголы-сказуемые в каждом предложении.
Наступила поздняя осень. Ветер срывает листья с деревьев. Скоро начнутся холода.
Задание №3 стр.105 Определить время глаголов. Перевести первые 4 предложения на каз.язык.
Задание №4 Работа по таблице
Задание №5 Текст «Скоро зима» (устно)
Задание №6 Выписать грамматическую основу предложения и определить, чем они выражены.
Задание №8 Выделить приставки в глаголах, составить 3-4 предложения.
Задания №9-10 письменно у доски
Выборочный диктант. Выписать из текста глаголы, указать их вид и время.
Задание №12 Перевод на русский язык.
Работа со слабоуспевающими по карточкам и опорным таблицам.
- V. Домашнее задание. Задание №7, №13 стр.106-107
- VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.
Урок № 34 Тема урока: Виды глагола. Видовые пары.
Цели урока: 1.дать понятие о видах глагола и видовых парах глаголов и их значениях.
- развивать умения производить грамматические разборы; умения различать глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.
- воспитывать внимательности, коммуникабельности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: игра «Кто быстрее?», диаграмма Венна
Оборудование: карточка с заданиями для игры, плакат, фломастер
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №7, №13 стр.106-107
- IV. Объяснение нового материала
Слово учителя. Рассмотрите рисунок на странице 110 и ответьте на вопрос.
-Какова разница в значении выделенных глаголов?
-На какие вопросы они отвечают?
Задание №2 стр 110 Поставьте вопросы к выделенным глаголам: что делал? Учил, делал, решаю, учу, буду решать, буду учить; что сделал? Решил, выучил, решу, выучу.
- Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный и совершенный. Они объединяются в видовые пары:
Писать- написать, читать- прочитать и т д.
Они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к разным видам.
Обратите внимание и запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни стр 111 Задание 4
Игра «Кто быстрее?» (кто быстрее подберет видовую пару к данным глаголам)
Расти
Окружить
Построить
Вспахивать
Преодолеть
Сооружать
Освещать
Срезать
- V. Закрепление материала
Задание №6,№7,№8 стр112+ грам разборы
Диаграмма Венна
Сов вид Несов вид
Что сделать? Что делать?
Однократность действия длительность, повторяемость действия
- VI. Домашнее задание. Задание №2 стр 110
- Итог урока. Комментирование оценок
Урок № 35 Тема урока: Образование временных форм глаголов разного вида
Цели урока: 1. познакомить с образованием временных форм в зависимости от вида глагола.
- развивать умения образовать все возможные формы времени; умения производить синтаксический разбор предложения, разбор слова по составу.
- воспитывать общительности и доброжелательности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: таблица, раздаточный материал по теме урока
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №2 стр 110
Повторение изученного
1.Синтаксический разбор предложения: На следующий день ребята прикрепили к дереву табличку.
- Разбор слова по составу: срубил, верхушку, пушистую
IV.Объяснение нового материала
Объяснение урока по таблице
Неопределенная форма глагола | вид | Наст время | Прошедшее время | Будущее время Простое сложное | |
Учить читать | Несоверш (что делать?) | Учу читаю | Учил читал | — — | Буду учить Буду читать |
Выучить прочитать | Соверш (что сделать?) | — — | Выучил прочитал | Выучу прочитаю | — — |
Задание №9 От данных пар глаголов образовать все возможные формы времени.
Задание №10 стр 113 письменно
V.Закрепление материала
Чтение диалога на стр 113-114
Работа по раздаточному материалу самостоятельно
- VI. Домашнее задание. Задание № 12 стр 114
VII. Итог урока. Комментирование оценок
Урок № 36 Тема урока: Изменение глаголов настоящего времени
Цели урока: 1. совершенствовать знания учащихся об изменении глаголов настоящего времени.
2.развивать умения находить корень в родственных словах; производить разбор по составу слова; образовать новые слова при помощи суффиксов, составить видовые пары глаголов, подобрать проверочные слова.
- воспитывать внимательности к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал по теме урока, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание № 12 стр 114
Повторение пройденного
- Чтение текста задания №1 стр 115
- Выделить корень в родственных словах и дополнить каждую группу своими примерами.
- Разобрать по составу слова: зАСНЕЖЕННЫЙ, СНЕЖОК, ЗИМУШКА, ЛЕСНОЙ
- Образовать при помощи суффиксов сущ-ные от слов: ЛЕС, МОРОЗ, СНЕГ, ДЫМ, СТОЛБ, КАМЕНЬ, ДОКЛАД, БАРАБАН, ГРИБ, ОГОНЬ, ДВОР, ЛОШАДЬ, ОКНО.
- Образовать при помощи приставок глаголы от слов: НЕСЕТ, ИДЕТ, ВЕДЕТ, ЗОВЕТ, ЧЕРТИТ, ЧИТАЕТ, ДАЕТ, БЫВАЕТ, РИСУЕТ.
- Составить видовые пары с данными глаголами
- Вставить пропущенные буквы и указать орфограмму
- Разобрать по членам предложения: Во дворе повсюду лежит белый снег. Сани останавливаются в лесной чаще.
- Пересказать текст по плану
- IV. Объяснение нового материала
- Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и по числам.
- Изменение глаголов по числам и по лицам называется спряжением
Таблица спряжения глаголов настоящего времени
Задание №2 стр 118 Дописать личные окончания глаголов сидеть(2 спр), рисовать
(1 спр)
Задание №3 стр 119
Задание №4 Проспрягать в составе словосочетаний глагол играю и лечу
- V. Закрепление изученного материала
Работа с раздаточным материалом по теме
- VI. Домашнее задание Задание №7 стр 119
VII. Итог урока. Комментирование оценок
Урок № 37 Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели урока: 1. научить учащихся правильно употреблять безударные личные окончания глаголов.
- развивать умения разбирать по членам предложения и производить фонетический разбор слова.
- воспитывать интерес к изменениям в природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблица спряжения
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №7 стр 119
- IV. Объяснение нового материала
- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения произносятся одинаково, но обозначаются разными буквами: в глаголах 1 спряжения пишется буква Е ( едешь, играешь), в глаголах 2 спряжения пишется буква И (чертишь, строишь).
- Глаголы с безударными окончаниями
2 спряжения | 1 спряжения |
В неопределенной форме оканчиваются: на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) 7 глаголов на –ЕТЬ: видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, смотреть 4 глагола на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать | Все остальные глаголы |
Задание №5 стр 119 Определить спряжение и записать их в 3 лице ед числа
Задание №6 Списать, дописывая личные окончания.
Задание * Записать глаголы по образцу
Задание №8 стр 120 Найти в тексте слова- синонимы
Задание №9 Объяснить правописание личных окончаний
Задание №10 Разобрать по членам предложения
- V. Домашнее задание.
Задание № 11 стр 121
- VI. Итог урока.
Комментирование оценок
Урок № 38 Тема урока: Сказуемое , выраженное разными видо- временными формами глагола.
Цели урока: 1. совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном глаголом прошедшего времени;
- способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; употреблять глаголы в нужной форме.
- воспитывать интерес к происхождению слова.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сюжетные картинки, опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание № 11 стр 121
Повторение изученного ранее
- Чтение текста «Голубая ель»
- Работа по орфоэпии и орфографии
- Распределить в две колонки слова
Что делали? Что сделали?
Видели Увидели
Сохли засохли и т.д.
- Найти формы слова и однокоренные слова
Посадили – сад – сады росли –росла -выросли
- Дописать окончания глаголов
- Написать подлежащие ОН, ОНА, ОНИ
- Дописать слова в словосочетаниях по вопросам
- Восстановить предложение из текста по памяти
- Списать, подчеркивая безударные гласные, подобрать к ним проверочные слова
- IV. Объяснение нового материала
- Рассмотрите опорную схему
наступить 1) образуются от… при помощи …
наступил 2) в ед числе изменяются по …; в мужском роде
наступила ед.число окончание — …, в женском — …, в среднем — …;
наступило
наступили – мн.число 3) изменяются по …, во мн.числе имеют окончание
— …. .
Задание №1 стр 124
Задание №3 Глаголы в скобках поставить в прошедшем времени
Задание №4 Вставить пропущенные окончания глаголов
Задание №5 стр 125 Образовать формы прошедшего времени по образцам
- V. Закрепление изученного материала
Задание №8 стр 125 устно, найти сказуемые, выраженные глаголом прошедшего времени
Диаграмма Венна
Глаголы наст времени Глаголы прош времени
- VI. Домашнее задание. Задания №7, 9 стр 125-126
VII. Итог урока. Комментирование оценок
Урок № 39 Тема урока: Сказуемое – глагол будущего времени.
Цели урока: 1.совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном глаголом будущего времени;
- способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение.
- воспитывать интерес к происхождению слова.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: опорная таблица, раздаточный материал к уроку
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задания №7, 9 стр 125-126
- IV. Новая тема
1.Знакомство с текстом «Интересы детства и будущая профессия» стр 127
- Работа с новыми словами и понятиями.
ИНТЕРВЬЮ – слово иностранное, обозначает беседу журналиста с общественным деятелем.
- Записать сущ. в форме мн.числа стр 127
- Поставить вопросы к каждому столбику глаголов. Определить их вид, время и спряжение
- Беседа на тему «Какие у тебя любимые занятия?»
- Рассмотрите опорную схему и сделайте вывод, какие глаголы имеют будущее простое время (состоит из одного слова), и какие будущее сложное время (состоят из двух слов).
Что делать? что буду делать?
|
Учить буду учить
Петь буду петь
рассказывать буду рассказывать
|
что сделать? Что сделаю?
Выучить выучу
Спеть спою
Рассказать расскажу
Задание №1 стр 129
Задание №3 стр 129 Дописать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени
Задание №4 * Выполнить, опираясь на вопросы:
что делать? ЖИТЬ что сделать? ПРОЖИТЬ
что буду делать? БУДУ ЖИТЬ что сделаю? ПРОЖИВУ
- V. Домашнее задание №6 устно, №7 письменно стр 130
- VI. Итог урока. Комментирование оценок
Урок №40 Тема урока: Спряжение глаголов
Цели урока: 1. познакомить учащихся со спряжением глаголов
- развивать умения правильно произносить слова и выражения; выделять личные окончания глаголов будущего времени; употреблять их в своей речи.
- воспитывать эстетический вкус, этику и манеры поведения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, творческая работа
Оборудование: опорная схема
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- IV. Новая тема. Слово учителя: Ребята поработаем стаблицей на стр.159
-На какой вопрос отвечают выделенные глаголы-сказуемые?
— Что сделаешь? Что сделает? Что сделают?
-В каком времени они употреблены?
-В будущем.
*Прочитайте слова и выражения из текста и запомните, как они произносятся и пишутся. 161
*Вставьте пропущенные буквы. Объясните правильность выбора. Стр 161, упр.343
*Рассмотрите спряжение глаголов будущего времени на русском языке *Проспрягайте глаголы узнать, услышать по данному образцу.
*Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте вопросы к глаголам.
*Допишите личные окончания глагола БЫТЬ.
-Ответьте на вопросы на странице 133.
- V. Закрепление материала
Задание 345 стр.162 текст «Мечта».
Развитие речи.
-Какая у вас мечта?
-Кем бы вы хотели стать в будущем?
- VI. Домашнее задание упр.346
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.