Урок 20 Тема: Указательные местоимения
Цели:1. формировать у учащихся понятие об указательных местоимениях, о их изменении по родам, числам и падежам;
2.развивать навыки склонения указательных местоимений;
3.воспитывать интерес и желание пользоваться электронной почтой.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: модем, бандероль, ответ
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 11, стр.65
Просклоняйте личные местоимения Я, ВЫ, ОНИ
3. Изучение нового материала
Запомните УКАЗАТЕЛЬНЫЕ местоимения
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по родам, числам и падежам
Например: этот, эта, это, эти
И. этот
Р. этого
Д. этому
В. этот
Т. этим
П. об этом
5.Закрепление изученного материала
*Чтение текста «Что такое электронная почта?»
-В чём заключается новый вид коммуникации?
-Что такое модем?
Что такое бандероль?
№ 3,стр.68
№ 7, стр.69
№ 10, стр.69
6. Домашнее задание.
№ 8,9, стр.69+ правило
7.Итог урока.
Урок21 Тема: Притяжательные местоимения
Цели:1. формировать у учащихся понятие о притяжательных местоимениях;
2.развивать навыки склонения притяжательных местоимений, определения их синтаксической функции;
3.воспитывать стремление к учёбе, уважение к учителю.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: вывести, выводить, речной
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 8,9, стр.69
-Что такое местоимение?
-Какие разряды местоимений вы знаете?
Приведите примеры.
3.Повторение изученного материала.
*Подберите проверочные слова
Задание № 1, стр.70
Образец: молодёжь – молодость…
4. Изучение нового материала
Притяжательные местоимения – указывают на принадлежность кому-либо, чему-либо и отвечают на вопрос чей? (чья, чьё, чьи). Например: мой, свой, твой, наши, ваши, твоя и др. Притяжательные местоимения склоняются.
И. мой
Р. моего
Д. моему
В. мой
Т. моим
П. о моём
5.Закрепление изученного материала
*Чтение текста, стр.70, задание №2
-Почему девочка училась лучше других?
-К чему она стремилась?
-Как относилась к учителю? Почему?
№3, стр.71
№6, стр.72
№8, (устно)
6. Домашнее задание.
№ 5, стр.72 + правило
7.Итог урока.
Урок 22 Тема: Отрицательные и неопределённые местоимения
Цели:1. формировать у учащихся понятие об отрицательных и неопределённых местоимениях и их особенностях;
2.развивать навыки склонения данных местоимений и навыки их правописания;
3.воспитывать чувство юмора.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: выступление, присоединиться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 5, стр.72 + правило
3.Повторение изученного материала.
Задание № 1, стр.73
Образец: к двенадцати часам, от пяти до десяти…
-Что такое местоимение?
-Какие разряды местоимений вы знаете?
4. Изучение нового материала
Местоимения
личные указательные притяжательные отрицательные неопределённые
никто некто –не скл.
ничто нечего- не скл.
ни у кого кое-кто
некого кто-то
нечего и др. кто-либо и др.
ЗАПОМНИТЕ!!! Приставка КОЕ – и суффиксы ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-пишутся через дефис: кто-то, кое-кто, что-либо, кого-нибудь.
Заполните эту опорную схему, используя полученные ранее знания о местоимениях
5.Закрепление изученного материала
№2, стр. 73 (текст «Умные спорщики»)
-Почему этот текст вызывает смех?
-Какие местоимения здесь встретились?
№ 3,4,6,7,стр. 74,75
6. Домашнее задание.
№ 8, стр.75
7.Итог урока.
Урок 23 Тема: Изложение «Федюнин, к доске!»
Цели: 1.Формировать у учащихся умение пересказывать письменно текст, передавая основную мысль.
2. Развивать у учащихся грамотность, память, мышление.
3. Воспитывать чувств справедливости, уважения к учительскому труду
Тип урока: урок – контроль
Наглядные пособия, литература: учебник русского языка.
Работа со словами: сложнейшие, уравновешенный, доходчиво
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Знакомство с текстом на стр. 76 «Федюнин, к доске!»
3. Работа по содержанию текста
— Что рассказал Федюнин о своих отношениях с первой учительницей?
— Где начала работать учительница Евдокия Филипповна?
— Какие уроки давала она своим ученикам?
— Как она старалась вести уроки?
— На кого она могла сердиться?
— Почему Федюнин считает, что хлеб учителя – самый трудный?
4. Составление плана к изложению.
План:
1. Мои отношения с первой учительницей
2. Место работы Евдокии Филипповны
3. Уроки справедливости
4. Как старалась вести уроки Евдокия Филипповна
5. Хлеб учителя – самый трудный
5. Пересказ текста по плану.
6. Повторное чтение текста.
7. Письменное изложение текста учащимися.
8. Итог урока.
Урок 24 Тема: Глагол
Цели:1. обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;
2.развивать навыки спряжения глаголов, определения их вида, времени, лица и числа;
3.воспитывать чуткое отношение к окружающей нас природе.
Тип урока: урок — повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: вскипятить, шептать шептаться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 8, стр.75
-Анализ изложений и работа над ошибками.
3.Повторение изученного материала.
* Ответьте на контрольные вопросы по теме «Глагол», стр. 78
* Проспрягайте глаголы строить и читать.
1. я читаю, строю мы читаем, строим
2 .ты читаешь, строишь вы читаете, строите
3. он читает, строит они читают, строят
Сравните их личные окончания и скажите, который из них относится к первому, а какой ко второму типу спряжения?
Вывод: Спряжение определяем по личным окончаниям глаголов при спряжении
*Чтение текста «Родничок» Д. Досжанова
-О чём говорится в тексте?
-Есть ли родничок у нас, в Карабулаке?
-Ухаживаете ли вы за ним?
Выполнение заданий к тексту:
-Назовите все глаголы из текста, определите вид, время, лицо (если есть), род (если есть)
№ 5, стр.80
№6, стр.80
№ 7, стр.80
5. Домашнее задание.
№ 4,8, стр.80
6.Итог урока.
Урок 25 Тема: Изъявительное наклонение глагола
Цели:1. Формировать у учащихся понятие о изъявительном наклонении глагола как о грамматической категории;
2.развивать навыки определения глаголов изъявительного наклонения, определения их вида, времени, лица и числа;
3.воспитывать уважение к историческим ценностям, желание их беречь и сохранить для будущего поколения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: искусство, галерея, взглянуть, Эрмитаж
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 4,8, стр.80
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Эрмитаж», стр. 81
*Работа по вопросам учебника, стр. 82
* Определение разрядов прилагательных
КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
имеет степень сравнения не имеет степень сравнения отвечает на вопрос чей?
Н-р, добрый летний мамин
Задание № 3, стр.82
Задание №4, стр82 (определите разряды числительных)
4. Изучение нового материала
Наклонение глагола
изъявительное повелительное условное
5. Закрепление нового материала
№ 5,6
6. Домашнее задание.
№ 9, стр.83
6.Итог урока.
Урок 26 Тема: Изъявительное наклонение глагола
Цели:1. Продолжить работу по формированию у учащихся понятия о изъявительном наклонении глагола;
2.развивать навыки определения вида глаголов, времени, лица и числа;
3.воспитывать отрицательное отношение к бескультурью.
Тип урока: урок — закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: вскипятить, шептать шептаться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 9, стр.83
-Какие наклонения глагола вы знаете?
-Какое наклонение называется изъявительным?
-Приведите примеры.
3.Закрепление изученного материала.
* Чтение текста «Экскурсия в музей», стр.83
— О чём рассказ?
-Что увидели в музее дети?
-Что оказалось для ребят интересным?
-Правильно ли назван рассказ? Как бы вы его назвали?
-Чему учит этот рассказ?
№ 2, стр.84 (выписать из текста глаголы изъявительного наклонения совершенного и несовершенного вида в два столбика)
Глаголы совершенного вида Глаголы несовершенного вида
————— ——————-
————— ——————-
————— ——————-
№ 3,4, стр.84
*Выполните синтаксический разбор предложения из задания №9, стр.85
4. Домашнее задание.
№ 6,7, стр.85
5.Итог урока.
Урок 27 Тема: Повелительное наклонение глагола
Цели:1. Формировать у учащихся понятия о глаголах повелительного наклонения;
2.развивать навыки образования формы повелительного наклонения, разбора слов по составу;
3.воспитывать интерес к истории Древней Греции и Рима.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: знаменитый, неужели
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 6,7, стр.85
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
3.Повторение изученного материала.
-Морфемный разбор слов из задания № 11
-Какие это слова?
-Какие соединительные гласные могут связывать две основы?
4. Изучение нового материала
Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к действию. Употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн. ч. Не изменяется по временам.
Например: Принесите, закрой, скажи и др.
5.Закрепление изученного материала
*чтение текста на стр.86 (№1)
*вопросы к тексту
*задания №№ 6,7,8, стр.88
6. Домашнее задание.
№ 9, стр.88
7.Итог урока.
Урок 28 Тема: Повелительное наклонение глагола
Цели:1.продолжить работу по формированию у учащихся понятий о повелительном наклонении глагола;
2.развивать умение различать глаголы повелительного наклонения от глаголов изъявительного наклонения;
3.воспитывать эстетический вкус, интерес к истории.
Тип урока: урок — повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: живопись, творчество, тесно
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 9, стр.88
Вопросы по изученным темам задают друг другу ученики
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Живопись», стр.89
*Вопросы к тексту:
-Что такое живопись?
-Почему живопись – это древнее искуство?
-На чем можно рисовать?
-Какую живопись называют монументальной, а какую миниатюрной?
-Какие разновидности живописи вы знаете?
-Что такое репродукция картины?
*Синтаксический разбор предложений (задание № 3, стр.90)
*задание№ 4, стр. 90
*задание №5, стр.90 (устно)
6. Домашнее задание.
№ 6,7, стр.90,91
7.Итог урока.
Урок 29 Тема: Сослагательное наклонение
Цели:1. Формировать у учащихся понятие о сослагательном наклонении глагола;
2.развивать навыки образовывать формы сослагательного наклонения глагола;
3.воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству керамики.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: период, популярный, керамика
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 6,7, стр.90,91
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы?
3.Повторение изученного материала.
*Работа с текстом «Скопинская керамика»
*Вопросы:
-Какие изделия изготовляли скопинские гончары?
-Куда возили свои изделия скопинцы?
-Кому уступали они по качеству и красоте керамических изделий?
-Когда наступил для скопинской керамики переломный момент? Что стало неожиданным чудом?
*Задание № 7, стр.93 (определение падежа имен существительных)
Образец: занимались (чем?) промыслом – т.п.
4. Изучение нового материала
— Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми. Образуются от формы прошедшего времени с помощью частицы БЫ, изменяется по числам, а в единственном – по родам. Частица БЫ пишется отдельно и может стоять до и после глагола.
— Играл – изъявительное наклонение
— Играл бы – сослагательное наклонение
5.Закрепление изученного материала
№ 6, стр.93
№ 4, стр.93
№ 9, стр.94
6. Домашнее задание.
№ 5, стр.93
7.Итог урока.
Урок 30 Тема: Контрольный диктант «Зимний лес»
Цели: 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся;
2. развивать у учащихся грамотность;
3. воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Тип урока: урок — контроль
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами: иней, лиловый, рассыплется, клесты, дятел, рябчик, теребит
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Знакомство с текстом.
Зимний лес
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Под деревьями лежат глубокие чистые сугробы. Стволы молодых берёз согнулись под тяжестью инея. Тяжёлые шапки белого снега покрыли тёмно-зелёные ветки больших и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвётся такая белая шапка и рассыплется легкой серебристой пылью. На высоких вершинах елей много лиловых шишек. С весёлым свистом качаются на шишках красногрудые клесты.
Идешь по зимнему лесу и любуешься, и слушаешь тонкие звуки. Вот где-то застучал по стволу дятел. Вот сорвался с ветки рябчик. А вот белка теребит на вершине спелую шишку.
Невидимой жизнью полнится зимний лес.
(И. Соколов — Микитов)
3. Домашнее задание повторить тему « Наклонение глаголов»
4. Итог урока.