Все 34 плана бесплатно. Поурочные планы по литературе для школ с национальным языком обучения Республики Казахстан. Для 7 класса. Разбиты для удобства поиска на страницы, каждая страница имеет свое содержание с описание темы и номером урока. Автор учитель русского языка Байсарина Ш.М.
Урок 1 Тема урока: Книга в твоей жизни. А.М. Горький Из повести «В людях»
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни А.М. Горького, о его отношении к книге, о его первых детских впечатлениях
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся эстетический вкус, стремление к красоте.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет М.Горького
Работа со словами: книга, группировать, добро, зло
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала
* Составление ассоциативного кластера на тему: «Книга», выделение групп по значению
*Беседа по вопросам:
-Какую роль играет книга в вашей жизни?
-Почему дети сейчас стали меньше читать, чем раньше?
-Как сделать так, чтобы привлечь ваше внимание к книге?
*Рассказ учителя о жизни М. Горького
*Самостоятельная работа учащихся с текстом – отрывком о жизни Горького («В людях»)
- Домашнее задание: пересказ отрывка, стр3-5
- Подведение итогов занятий.
Урок 2 Тема урока: К. Паустовский Из статьи «Великий сказочник»
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни К. Паустовского, о его отношении к книге, о его первых детских впечатлениях;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание читать книги.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет К. Паустовского
Работа со словами: книга, группировать, добро, зло
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала
* Составление ассоциативного кластера на тему: «Г.Х. Андерсен»
*Беседа по вопросам:
— Что вы помните о великом датском сказочнике?
— Какие сказки Андерсена мы изучили с вами в 6 классе?
— Какие еще сказки писателя вам известы?
*Рассказ учителя о жизни К. Паустовского
*Самостоятельная работа учащихся с текстом – отрывком из статьи «Великий сказочник»
*Чтение учащимися статьи «Великий сказочник» К. Паустовского вслух.
*Работа по анализу текста (вопросы к тексту из учебника)
*Составление диаграммы Венна (Горький, Паустовский)
*Что общего и разного в текстах о этих писателях
- Домашнее задание: пересказ статьи, стр6-9
- Подведение итогов занятий.
Урок 3 Тема урока: И. Бунин «Листопад»
Цели урока:
- формировать у учащихся понятие о художественном тексте, его отличии от научных текстов, познакомить со стихотворением И. Бунина «Листопад»;
2.развивать умение сравнивать, выделять общее, развивать навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство прекрасного.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: багряный, шуршание
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
-Что такое художественный текст?
-Чем он отличается от научного текста?
-Составление диаграммы Венна
3.Изучение нового материала
1.Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
2.Анализ стихотворения по вопросам:
-Какие слова были непонятны?
-Замените слово «багряный» синонимом.
-Переведите на казахский язык слово «шуршание».
-Какие художественно-выразительные средства использует для создания художественного образа?
-Найдите выражения, с помощью которых передаются звуки осеннего леса.
4.Закрепление изученного материала.
*Выразительное чтение стихотворения
*Словарная работа
- Домашнее задание: стихотворение И. Бунина выучить наузусть
- Подведение итогов занятий.
Урок 4 Тема урока: М. Горький. Отрывки из повести «В людях» («У чертежника», «В лесу»).
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни М. Горького, познакомить с отрывками из автобиографической повести;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание читать книги, интерес к окружающей нас природе.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет М. Горького.
Работа со словами: взглянуть, различать, защита, неудобно
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 6, наизусть (или выразительное чтение0 стихотворения И.Бунина «Листопад»
3.Изучение нового материала
*Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького
*Чтение текста «В лесу»
*Анализ отрывка по вопросам, стр.10
— Прочтите отрывок, который вам понравился
-Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль.
*Чтение отрывка «У чертежника», стр.10
*Анализ отрывка по вопросам, стр. 12,14
-Какова основная мысль рассказа?
- Закрепление нового материала
Самостоятельное чтение отрывков
- Домашнее задание: пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15
- Подведение итогов занятий.
Урок 5 Тема урока: А.Н. Толстой. Детство Никиты
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни А.Н. Толстого, познакомить с отрывками из повести;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся силу воли, мужество, желание иметь мечту и стремиться к цели.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет А. Толстого.
Работа со словами: обрыв, ум, кто-то, стлаться, стремиться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15
3.Изучение нового материала
*Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Толстого
*Чтение отрывков из повести «Детство Никиты» (по методу направленного чтения)
*Анализ отрывка по вопросам учебника
— Прочтите отрывок, который вам понравился
— Почему вы выбрали именно этот отрывок?
-Что хотел сказать своей повестью А.Толстой?
(учащиеся высказывают свое мнение)
-Какова основная мысль рассказа?
- Закрепление нового материала
Самостоятельное чтение отрывков (обратить внимание на выразительность чтения)
- Домашнее задание: пересказ отрвыков из повести, стр 16-23
- Подведение итогов занятий.
Урок 6 Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни А.П. Гайдара, познакомить с отрывками из повести;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство милосердия и бескорыстия.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет А.П. Гайдара.
Работа со словами: волейбол, парашют, сигнал, партизанский, отечественный
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрвыков из повести А.Толстого «Детство Никиты», стр 16-23
3.Изучение нового материала
*Рассказ учителя о жизни и творчестве А.П. Гайдара
*Чтение отрывков из повести «Тимур и его команда»
1часть, стр.25-26- читают учащиеся 1 варианта
2 часть, стр.27-28-2 вариант
3часть, стр.30-31 – 3 вариант
4 часть,стр.31-32 – 4 вариант
5часть, стр.34-35 – 5 вариант
- Закрепление нового материала
1.учащиеся пересказывают прочитанные части.
2.Анализ по вопросам учебника.
3.Выводы: Как вы думаете, что хотел сказать своей повестью А.П. Гайдар?
- Домашнее задание: пересказ отрывков из повести, стр 24-34
- Подведение итогов занятий
Урок 7 Тема урока: Ч.Т. Айтматов « Белый пароход»
Цели урока:
- формировать знания учащихся о жизни Ч.Т. Айтматова, познакомить с отрывками из повести;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет А.П. Гайдара.
Работа со словами: приезжий, безответный, раскошелиться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрвыков из повести «Тимур и его команда», стр 24-34
3.Изучение нового материала
*Рассказ учителя о жизни и творчестве Ч.Т. Айтматова
*Чтение отрывков из повести «Белый пароход»
* Работа по вопросам:
-Что вы узнали о главном герое?
-Почему повесть называется «Белый пароход»?
- Закрепление нового материала
1.Самостоятельное чтение учащимися отрывка повести.
- Анализ отрывка по вопросам:
-Определите основные части текста.
-Какие чувства вызывает у вас Момун?
-Как отразилось на характере мальчика то, что он вдали от большого селения?
-Какую роль в жизни мальчика играет белый пароход?
- Домашнее задание: пересказ отрывков из повести, стр 36-39
- Подведение итогов занятий
Урок 8 Тема урока: М. Кабанбаев «Я, Арыстан и виолончель»
Цели урока:
- познакомить учащихся с отрывками из повести М. Кабанбаева;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся уважительное отношение к друзьям – животным, воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: таинственный, оттенять, лакомство, безразличный
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрвыка из повести «Белый пароход» Ч. Айтматова
3.Изучение нового материала
*Чтение отрывков из повести «Я, Арыстан и виолончель»
* Работа по вопросам:
-О чем говорится в тексте?
-Каковы отношения мальчика и Арыстана?
- Закрепление нового материала
1.Самостоятельное чтение учащимися отрывков повести.
- Анализ отрывка по вопросам:
-Почему о Арыстане Аслан так подробно рассказывает?
-Понятно ли вам желание Аслана иметь друга?
-Почему отец Арвстана играл на виолончели на улице?
-Что чувствовал Аслан, слушая музыку?
- Домашнее задание: пересказ отрывков из повести, стр 40-42
- Подведение итогов занятий
Урок 9 Тема урока: А. Яшин. Спешите делать добрые дела
Цели урока:
- познакомить со стихотворением Яшина;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание делать в жизни только добрые дела.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: отчим, срубить дом
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрывков из повести М. Кабанбаева «Я, Арыстан и виолончель» , стр 40-42
3.Изучение нового материала
- *Беседа по вопросам:
- -Какие добрые дела вы можете сделать?
- -Какие дела можно отнести к добрым, а какие к злым?
- -Почему нужно творить на земле только добрые дела?
- —
*Чтение стихотворение «Спешите делать добрые дела».
*Анализ отрывка по вопроса:
— О чём говорится в стихотворении?
— Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Какова основная мысль стихотворения??
- Закрепление нового материала
*Выразительное чтение стихотворения.
*Вопросы:
-Как вы думаете, какое слово в названии стихотворения является ключевым? Почему?
-Что хотел сказать автор своим стихотворением?
- Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть, стр 43
- Подведение итогов занятий.
Урок 10 Тема урока: Сказка народная и литературная
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями народной и литературной сказок, их отличиями и сходством;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание читать сказки.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: уезд, губерния, быт, предания
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
выразительное чтение или наизусть, стр 43
3.Изучение нового материала
*рассказ учителя о литературной и народной сказках, их сходстве и различии.
*Самостоятельное чтение учащимися статьи учебника «Сказка народная и литературная»
*Составление диаграммы Венна
- Закрепление нового материала
-Какие народные мечты отразились в сказках? Какие из них сбылись?
-Назовите примеры волшебных сказок, бытовых и о животных.
-Почему каждая народная сказка имеет несколько вариантов?
-Чем отличается народная сказка от литературной?
- Домашнее задание: стр. 50-52, пересказ
- Подведение итогов занятий.