Урок № 21 Тема урока: Приставки раз-, рас-, с-
Цели урока: 1. научить учащихся различать приставки РАЗ-, РАС-,С-
- способствовать развитию умений составлять словосочетания и предложения с данными словами, находить в тексте слова с приставками; объяснить их правописание;
- воспитание чувства юмора
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: анализ, беседа по вопросам, перевод
Оборудование: опорная таблица, раздаточный материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание № 10-11 стр. 64
- IV. Объяснение нового материала
- Работа по опорной таблице на стр. 66
Перед звонкими согласными Пиши –З- | Перед глухими согласными Пиши –С- | Перед всеми согласными Пиши С- |
Раз-дать Раз-бить Раз-гребать | Рас-таять Рас-свет Рас-смотреть | С-бегать С-делать С-жечь |
2.Анализ таблицы
3.Выполнение тренировочных заданий
Задание №4 стр.66 письменно, составить словосочетание.
— Почему в выделенных словах нужно писать две буквы С?
Задание №5 стр.66
- V. Закрепление материала
Задание №6 стр.67 устно
Задание №7 стр.67 письменно
Задание №1 стр.65 перевод на казахский язык
Задание №2 стр.2 письменно (образовать новые слова с помощью приставки с-)
Задание №3 устно придумать предложения с данными словосочетаниями
- VI. Работа со слабоуспевающими детьми по раздаточным материалам
VII. Домашнее задание. Задание №8 стр.67
VIII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №22 Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ образования слов
Цели урока: 1. научить учащихся образовать новые слова при помощи суффиксов;
познакомить с правилом правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-; познакомить со значениями суффиксов.
- сформировать умения составления предложений из данных слов; подбирать слова к данной схеме; определять способ образования слова.
- воспитание человечности, доброжелательности.
Тип урока: урок-соревнование
Методы и приемы: групповая работа, соревнование, занимательные игры, диаграмма Венна.
Оборудование: карточки, задание «Назови одним словом»
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задания №7-8 стр. 67
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Новые слова образуются не только при помощи приставок, но и при помощи суффиксов. Обратите внимание на эти слова: тракторист, читатель, казахский. Как вы думаете, от каких слов они образованы? – Правильно, от слов: трактор, читать, казах. А какие суффиксы помогли их образовать?
— Да, суффиксы –ИСТ-, — ТЕЛЬ-, -СК-. От каких частей речи они образовались?
Что они обозначают?
- Давайте поиграем в игру. Назовите одним словом: Как мы назовем того, кто:
А) играет в футбол, Б) водит самолеты В) грузит тяжести С) ходит в разведку
Д) вставляет стекла Е) переводит с одного языка на другой З) служит в ракетных войсках Ж) стреляет из пулемета.
- Игра «Кто это?». Раскройте значение слов: ЛЫЖНИК, ШКОЛЬНИК, ФИЗКУЛЬТУРНИК, ОТЛИЧНИК, ЛЕСНИК, КОЛХОЗНИК, ФИГУРИСТ, АКВАЛАНГИСТ.
- Соревнование 3 команд. Какая команда придумает больше слов с суффиксами.
-Познакомьтесь с правилами правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-
После Д, Т, З, С, Ж пишется –ЧИК, а в остальных случаях пишется –ЩИК.
Задание №3 стр.71
Задание. Из данных слов составьте предложения, чтобы получился рассказ « Новые дома». Стр. 70
Задание. Вспомните слова, соответствующие данным схемам:
Задание №5 стр. 71 Образовать новые слова от глаголов.
Задание №11 стр.73
- V. Закрепление материала
1.Диаграмма Венна
СУФФИКС—————- ПРИСТАВКА
- Работа по раздаточному материалу Суффикс»
- VI. Домашнее задание. Задание № 12 стр.73 (письменно) Задание№14 (устно)
VII. Подведение итогов урока.
Урок №23 Тема урока: Сложносокращенные слова и их употребление в речи.
Цели урока: 1. познакомить со способами образования сложных слов, с правилами соединения двух слов с помощью соединительных гласных;
- развивать умения образовать сложные слова от данных слов при помощи соединительных гласных О и Е;
- воспитание целеустремленности, дисциплинированности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: Игра «Кто больше», диаграмма Венна.
Оборудование: раздаточный материал «Словообразование»
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Правило на стр.71 о правописании суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-
Задание № 12 стр. 73 (письменно)
Задание №14 стр.14 (устно)
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя: Раньше мы познакомились со способами образования новых слов при помощи приставки и суффиксов. А сегодня познакомимся с образованием сложных слов. Существует несколько способов образования сложных слов:
- сложение целых слов: школа-интернат, диван-кровать, ковер-самолет
- сложение основ слов с соединительной гласной: пароход, птицелов, водопад
- сложение части слова с целым словом: детсад, турпоход, физкультура
- сложное сокращение слов: ТЮЗ- театр юного зрителя, ЖГУ – жетысуский государственный университет.
При их образовании берется:
1) несколько звуков юн(ый) кор(респондент) – юнкор
2) начальная буква машинно-тракторная станция – МТС (эм тэ эс), МГУ,АТС
3) начальный звук Таразский государственный университет – ТарГУ, ТЮЗ
- Игра «Кто больше». Кто больше напишет сложные слова в течение 1 минуты.
- Тренировочные задания
Задание №1 стр. 75 «От кареты до ракеты» ( выписать выделенные слова, определить способ образования)
Задание № 2 аналогично (устно)
Задание №3 (письменно) образовать сложные слова, назвать способ образования.
Правило на стр.76»Правописание соединительных гласных»
— Соединительная –О- пишется после твердых согласных, соединительная –Е – пишется после мягких согласных, шипящих и Ц.
Задание №3 стр.78 (письменно)
Задание №4 стр.78 (письменно)
- V. Закрепление материала
- Диаграмма Венна
Простые слова —————- Сложные слова
- 2. Работа по раздаточному материалу «Словообразование»
- VI. Домашнее задание. Задание №5 стр.76, задание №2 стр.77
Урок №24 Тема урока: Случаи чередования в корневых и аффиксальных морфемах
Цели урока: 1. Повторить изученное о составе слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс;
- развивать умения находить в слове окончание, изменяя слово; находить корень слова, подбирая однокоренные слова; определить приставку и суффикс путем подбора слов с аналогичными частями;
- воспитание коммуникабельности.
Тип урока: урок повторения изученного
Методы и приемы: выполнение тренировочных заданий, игра «Кто больше?», составление и отгадывание кроссвордов.
Оборудование: кроссворд, раздаточный материал «Состав слова»
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
Задание №5 стр.76
Задание №3-4 стр.78
Повторить правило на стр. 76,78
- IV. Объяснение нового материала
- Чтение текста упр. 1 стр.80 «Меня ждет подруга»
- Чтение диалога по ролям
- Работа над произношением слов: наступление, репетиция, руководитель, припев, запевать, подхватить, репетировать, раздаться.
- Дописать словосочетания по вопросам.
(Какие?)… аплодисменты, (каким?)… голосом, (какой?) … день, (какой?) …звонок и т.д.
- Разбор по членам предложения. Стр.81
- Ответить на вопросы к тексту.
- Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слова с приставкой и с суффиксом.
- Составление кроссвордов и их отгадывание
- Работа по карточкам на доске и самостоятельно
- V. Домашнее задание. Составить текст-рассуждение: Сауле поступила правильно…» или «Сауле не права, потому что…»
- VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №25 Тема урока: Сочинение-рассуждение о маме
Цели урока: 1. познакомить со структурой построения теста-рассуждения: основная мысль, доказательство, выводы.
- развивать умения рассуждать и доказывать свои суждения и мысли, а также правильно строить свою речь; умения распознавать грамматическую основу предложения; объяснять постановку пропущенных букв.
- воспитывать рассудительность, логичность, внимательность.
Тип урока: урок развития речи
Методы и приемы: беседа по вопросам, составление плана, игра «Хорошо-плохо»
Оборудование: иллюстрации, сочинения учащихся
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
- задания 7-8 стр.83
- повторение изученного по составу слова
- IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со структурой текста-рассуждения.
При составлении текста-рассуждения необходимо выделить основную мысль, а затем приводить доказательства этой мысли, в последнюю очередь вы должны сделать вывод. Для того, чтобы посмотреть, как это сделать, мы познакомимся с некоторыми текстами рассудительного характера.
Откройте учебники, на странице 84 есть задание №1, текст «Мама». Прочитайте. Ответьте на вопросы к тексту:
-Что вы мысленно видите или слышите, читая текст?
-Какие глаголы в первом абзаце употреблены в переносном значении?
— Что означают слово «мама»?
-Как вы относитесь к маме? Расскажите об этом.
- Выполнение задания к тексту.
Допишите окончания. Разберите по членам предложения.
Мама- самое священное слово.
- Чтение сочинений-рассуждений учащихся. Анализ: доказать, что это рассуждение, в котором есть основная мысль, доказательства, вывод. Стр.86
- V. Закрепление материала
- Составление плана пересказа текста «Мама».
- Пересказ по плану.
- Выполнение задания №2 стр.85 (объяснить правописание личных окончаний глаголов наст. времени. Указать граммат. основу предложений.
- Игра «Хорошо- плохо» (дети записывают что хорошо, а что плохо зимой)
- VI. Домашнее задание. Задание №4 стр.85 По данной схеме написать небольшое сочинение на тему «Мама»
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Урок №26 Тема урока: Сочинение-повествование «Я и мой класс»
Цели урока: 1. развивать умения правильно строить предложения, расставлять знаки препинания, соблюдать структуру построения текста-рассуждения;
2.развивать речь, мышление, память;
3.воспитание чувства ответственности, самостоятельности при выполнении письменных работ.
Тип урока: урок развития письменной речи
Методы и приемы: корректировка черновиков
Оборудование: схема текста-повествования
Ход урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока
III. Работа над сочинением. Корректировка написанных работ учащихся. Напоминание о соблюдении всех правил составления текстов-повествований.
- Работа в чистовиках, соблюдая все нормы оформления письменных работ.
- Сдача работ для проверки.
- VI. Домашнее задание.Повторить изученное о составе слова.
- выполнение грамматических разборов: В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна. (синт разб)
Фонет разб – бегают, мерзнет. Разбор по составу – посыпался, заворожила, стеклянный, шумливый, ощущения, одинокая.
VII. Подведение итогов урока.
Урок № 27 Тема урока: Повторение изученного о составе слова
Цели урока: 1. повторить и закрепить в памяти изученное о составе слова;
- развивать умения находить в слове части слова – окончание, основу, суффикс, приставку, корень; подбирать однокоренные слова; образовать новые слова при помощи суффиксов и приставок;
- воспитание внимательности и дисциплинированности.
Тип урока: урок-повторение
Методы и приемы: тестирование, разбор по составу слова
Оборудование: тесты «Состав слова», раздаточные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Анализ письменной работы –сочинения
- оценки
- чтение лучших работ
- IV. Повторение изученного
— Из каких частей состоит слово?
— Какую часть слова мы должны выделить в первую очередь?
— Для чего оно служит?
— Какая часть слова называется КОРНЕМ?
— Как можно его найти?
— Какие части слова служат для образования новых слов?
— Как их можно найти?
- V. Выполнение тестовых заданий по «Составу слова»
- VI. Работа со слабоуспевающими по раздаточному материалу
- Работа с сильными учащимися. Разбор по составу слов: ПЕРЕСТУПИЛ, СОСЕДСТВО, ЛЮБОВАЛИСЬ, РАСЦВЕТАЛИ, ОБНОВКУ, РАДОСТНЫЙ, СТИХОТВОРЕНИЕ, ИСКОПАЕМЫХ, ВЫРАЩИВАЮТ, ВОЛНОВАЛА, ПЕСЕНКА, ДУШЕЧКА, ПОХВАЛИЛ, ПРОХОДИЛИ, ПУТЕШЕСТВИЕ.
VII. Домашнее задание. Произвести синтаксический разбор предложения: МУЗЫКУ К ПЕСНЕ НАПИСАЛ ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР. Фонетический разбор слов: ВПЕРВЫЕ, МЕЛОДИЯ.
Морф разбор слова К ПЕСНЕ
VIII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок №28 Тема урока: Определение принадлежности слова к определенной части речи
Цели урока: 1.Познакомить детей с частями речи. Показать отличие словосочетания от предложения; познакомить с грамматической основой предложения; научить выделять словосочетания в составе предложения;
- способствовать развитию умений подбирать синонимы и антонимы к данным словам; составлять диалог; определять главные члены предложения.
- воспитание уважения к истории своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: диаграмма Венна, беседа, составление диалога
Оборудование: опорные таблицы, раздаточные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
- II. Проверка домашнего задания
Произвести синтаксический разбор предложения: МУЗЫКУ К ПЕСНЕ НАПИСАЛ ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР. Фонетический разбор слов: ВПЕРВЫЕ, МЕЛОДИЯ.
Морф разбор слова К ПЕСНЕ
III. Объяснение нового материала
- Слово учителя. Рассмотрите таблицу и скажите, в каком случае более точно названы предметы и действия?
СЛОВА | СЛОВОСОЧЕТАНИЯ |
Гости прибывают | Почетные гости Прибывают на праздник |
— Какой вывод можно сделать? (словосочетание более точно, чем одно слово, называет предмет и действие)
— Поставьте вопрос от одного слова к другому. Например, гости (какие?) почетные, прибывают (куда?) на праздник.
— Слово, от которого можно поставить вопрос называется главным, а слово, к которому можно поставить вопрос, называется зависимым.
Каждое предложение содержит несколько словосочетаний. Но, прежде чем найти словосочетание, необходимо выделить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Детская песенка волновала писателя.
Найдите словосочетания в этом предложении. Песенка ( какая?) детская, волновала (кого?) писателя.
- IV. Закрепление изученного
Задание №3, №4 стр. 89 письменно
Беседа по вопросам к тексту «Мой Казахстан»
Задание №5 составление диалога
Задание №6 составление словосочетаний из данных слов.
Задание №8 синтаксический разбор выделенных предложений (у доски)
- V. Работа с сильными учащимися Задание №11 стр 92
- VI. Домашнее задание. Задание № 7, №10 (2-3 предложения)
Урок № 29 Тема урока: Предложения распространенные и нераспространенные
Цели урока: 1. познакомить с распространенными и нераспространенными предложениями; научить распознавать второстепенные члены предложения.
- способствовать развитию умений выполнять синтаксический разбор предложения; отличать части речи; различать служебные части речи.
- воспитание чувства прекрасного,
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: игра «Кто быстрее?», творческие задания
Оборудование: опорная таблица, раздаточные материалы
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели
III. Проверка домашнего задания
Задание № 7, №10 (2-3 предложения)
- IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Обратите внимание на опорную таблицу. Укажите главные члены предложения в данных предложениях. Солнышко проснулось. Яркое солнышко проснулось поздно. Какое предложение состоит только из главных членов предложений, а в каком есть второстепенные?
- Выводы: Предложение, в котором нет второстепенных членов предложений, называется нераспространенным.
Предложение, в котором есть второстепенные члены предложения, называются распространенными.
— А теперь приведите свои примеры.
- V. Закрепление материала
- Задание №1 стр.93 Чтение сказки «Как будили солнышко»
А) работа над произношением трудных слов: солнышко, заволновалось, льдинка, щека, снегирь.
Б) разбор по членам предложения: Закричали гуси. Громко закричали серые гуси.
В) Найти в тексте нераспространенные предложения.
- Игра «Кто быстрее?». Кто быстрее и правильно просклоняет словосочетания: холодный лед, яркое солнце, маленькая льдинка
- Разбор по членам предложения стр. 94 Солнце взошло. и т. д.
- Кто помнит и дополнит текст? Стр. 94
- Задание №2 стр. 94
- Задание №3 стр.95 Чтение текста «Доброе слово»
Выполнить задания к тексту
VII. Работа со слабоуспевающими по раздаточному материалу, по иллюстрациям.
VIII. Домашнее задание. Написать рассказ о домашних животных и птицах, употребляя в нем распространенные и нераспространенные предложения.
- IX. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
Урок № 30 Тема урока: Повторение изученного о словосочетании и предложении
Цели урока: 1. повторить изученный материал о словосочетании и предложении;
- отработать навыки выделения словосочетаний из предложения, а также составление предложений из данных слов и словосочетаний.
- воспитание внимательности и ответственности.
Тип урока: урок повторения изученного
Методы и приемы: тестирование, творческие задания, игра
Оборудование: сборник диктантов, тестовые вопросы, раздаточный материал
Ход урока:
- I. Организационный момент
- II. Постановка цели урока
III. Выполнение тренировочных упражнений на повторение изученного
- Выделить из предложения словосочетания:
Люди ласково называют его красным солнышком. Красное солнышко греет весной и летом. Яркое солнце осветило землю.
- Творческое задание. Составить предложение из данных слов и словосочетаний: я, очень любить, спорт. Я, быстро бегать, играть в теннис. Я, хотеть стать, учитель физкультуры.
- Тестовые задания по изученному материалу
- Взаимопроверка выполненных работ
- Работа по раздаточному материалу
- Игра «Кто больше и быстрее?». Условие: кто больше и быстрее составит словосочетания и предложения из данных слов: СНЕГ, ДОРОГА, ОКНО, ПОГОДА, НАСТРОЕНИЕ.
- IV. Домашнее задание. Составить из данных слов небольшой рассказ.
- V. Подведение итогов урока.