Урок 11 Тема урока: П. Ершов «Конёк — Горбунок»
Цели урока:
- познакомить учащихся со сказкой П. Ершова;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь другу в трудную минуту.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказке и видео (мультфильм)
Работа со словами: терпеть, добиться, жалеть, тысяча
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 50-52, пересказ
3.Изучение нового материала
- * Рассказ учителя о Ершове с показом его портретов.
- *Вопросы:
- -Что помогло написать Ершову сказку?
- -Почему Пушкин сказал: « Теперь этот род сочинений мне можно и оставить»?
- * Чтение сказки учащимися из учебника
- *просмотр иллюстраций и мультфильма
- Закрепление нового материала
*Вопросы:
-Какие отношения сложились у Ивана с Коньком – Горбунком?
-Как вы думаете, почему сказка так кончается – народ выбирает царём Ивана?
— Докажите, что эта литературная сказка похожа на народную?
- Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть отрывки,
стр 53-59
- Подведение итогов занятий.
Урок 12 Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Цели урока:
- познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение независимо от внешности.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказке и видео (мультфильм)
Работа со словами: несчастный, прекрасный, любоваться, печально
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
выразительное чтение или наизусть отрывки,
стр 53-59
3.Изучение нового материала
- * Рассказ учителя о Г.Х. Андерсене с показом его портретов.
- * Комментированное чтение статьи об Андерсене.
- *Ответить на вопросы после статьи.
- * Чтение сказки учащимися из учебника
- * Просмотр иллюстраций и мультфильма «Гадкий утёнок»
- Закрепление нового материала
*Вопросы из учебника, стр.69
*Чтение особенно понравившегося отрывка.
- Домашнее задание: пересказ сказки, стр.62-69
- Подведение итогов занятий.
Урок 13 Тема урока: П. Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!»
(глава «Мраморный мальчик»)
Цели урока:
- познакомить учащихся со сказочной повестью П. Трэверс;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание делать только добрые дела, уметь сочувствовать и верить в чудеса.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказочной повести, портрет П. Трэверс
Работа со словами: препятствие, статуя, пьедестал, джентльмен, экземпляр, трезубец
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ сказки Г.Х Андерсена «Гадкий утёнок » (по частям)
3.Изучение нового материала
- * Рассказ учителя о книге П. Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!»
- * Чтение главы из сказочной повести «Мраморный мальчик».
- *просмотр иллюстраций и мультфильма
- Закрепление нового материала
*Вопросы:
-Докажите, что вы прочитали орывки из сказочной повести.
-Расскажите, как Нелей попал в парк
-Каково ваше отношение к Мраморному мальчику?
-Как вы думаете, что хотела сказать английская писательница П. Трэверс своей сказочной повестью?
-Дайте характеристику М. Поппинс. Как вы думаете, какая она: строгая или добрая? Почему?
-Какие чудеса совершили бы вы, если бы у вы были волшебниками?
- Домашнее задание: пересказ, стр 74-82
- Подведение итогов занятий.
Урок 14 Тема урока: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Цели урока:
- познакомить учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чуткое отношение к окружающей нас среде, воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказочной повести, портрет Антуана де Сент-Экзюпери
Работа со словами: приручить, баобаб, выпалывать, разновидность
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Вопросы по повести:
-Докажите, что вы прочитали сказочную повесть?
-Расскажите, как Нелей попал в парк.
-Что вы знаете о Посейдоне?
-Дайте характеристику Мери Поппинс. Она строгая или добрая?
-Какое впечатление произвели на вас Джени и Майкл?
3.Изучение нового материала
*Составьте небольшой рассказ, используя ключевые слова
полезные и вредные травы
* Чтение главы из сказочной повести « Маленький принц».
*просмотр иллюстраций к повести
- Закрепление нового материала
Составление диаграммы Венне (сопоставьте свой рассказ с отрывком из повести: что общего и разного?)
- Домашнее задание: стр 84-86, прочитать, ответить на вопросы
- Подведение итогов занятий.
Урок 15 Тема урока: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цели урока:
- познакомить учащихся со сказкой С.Я. Маршака;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, желание творить добро.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказке, отрывок из мультфильма, портрет С. Маршака
Работа со словами: ледяной, неужели, перевод, переводчик, любопытный, происходить
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр 84-86, прочитать, ответить на вопросы
3.Изучение нового материала
- * Беседа по вопросам:
- -Какие жанры художественной литературы вам известны?
- -Что такое драматическое произведение?
- Драма – род литературного произведения, построенного в форме диалога без слов автора.
- *Знакомство с драматической сказкой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
- -1 ряд – готовится читать по лицам 1 часть
- 2ряд – вторую часть
- 3 ряд – третью часть
- *просмотр иллюстраций и мультфильма
- Закрепление нового материала
*Чтение по лицам
*Анализ произведения по вопросам
-Как вы думаете, что хотел сказать писатель своей сказкой ?
- Домашнее задание: стр 87-95
- Подведение итогов занятий.
Урок 16 Тема урока: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели урока:
- познакомить учащихся с жанром фантастики на примере отрывков из книги Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание осознанно и самостоятельно добиваться хороших результатов.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к книге, портрет Е. С. Велтистова
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр 87-95
Чтение сказки С.Я. Маршака по ролям.
3.Изучение нового материала
* Беседа по вопросам:
- — Что такое фантастика?
- -Почему люди пишут фантастические произведения?
- *Евгений Велтистов родился в 1934 году. Москвич, симпатичный. Худой и длинный. В очках. И конечно же весёлый. Мечтатель. В детстве мечтал стьать продавцом детских книг, чтобы прочитать всё. Потом он передумал и стал создателем детских книжек. Он автор книги «Приключения Электроника».
- *Чтение отрывков из книги, стр.102, 103
- Закрепление нового материала
-Кто был создателем кибернетического мальчика?
-Как выглядел Электроник?
-На кого был похож Электороник?
Как вы думаете, обязательно ли быть электроником, чтобы добиться в жизни чего-то?
— А что для этого необходимо?
- Домашнее задание: стр 102-105, пересказать
- Подведение итогов занятий.
Урок 17 Тема урока: И.А. Крылов « Мартышка и очки»
Цели урока:
- формировать у учащихся понятия о басне, её особенностях, познакомить с содержанием басни «Мартышка и очки»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся быть грамотным, а не невеждой.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты И.А. Крылова и Эзопа, иллюстрации к басне.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ отрывков из повести «Приключения Электроника»
Е. Велтистова,102-105
3.Изучение нового материала
* Теория:
Басня – один из древнейших жанров литературы. С её помощью человек искал ответ на вопрос: как вести себя в этом огромном мире?
Особенности басни:
- Нравоучительный характер
- Есть мораль
- Аллегория, иносказание
Основоположник – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. в Древней Греции
В русской литературе знаменитый баснописец – И.А. Крылов
*Рассказ учителя о жизни и творчестве И. А. Крылова
*Чтение басни «Мартышка и очки» (показ иллюстрации)
*Анализ басни по вопросам + словарная работа
- Закрепление нового материала
1.Самостоятельное чтение учащимися басни
- Отработка выразительного чтения басни
- Домашнее задание: выразительно прочитать басню, стр.107
- Подведение итогов занятий
Урок 18 Тема урока: И.А. Крылов « Слон и Моська»
Цели урока:
- продолжить работу над формированием у учащихся понятия о басне, её особенностях, познакомить с содержанием басни «Слон и Моська»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся быть значимым в жизни по делам и поступкам, а не на словах.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет И.А. Крылова , иллюстрации к басне.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
выразительно прочитать басню «Мартышка и очки», стр.107
-Что такое басня?
-Назовите особенности басни.
-Что такое аллегория, мораль и иносказание?
3.Изучение нового материала
* Чтение басни «Слон и Моська»
- Закрепление нового материала
-Почему Моська лаяла на Слона?
-С помощью каких глаголов автор передает поведение Моськи?
-Как вы понимаете выражение «попасть в большие забияки»?
-Какова основная мысль басни?
-Докажите, что это басня.
-Прочтите выразительно басню.
- Домашнее задание: выучить басню «Слон и Моська» наизусть, стр.108
- Подведение итогов занятий
Урок 19 Тема урока: С. Михалков « Слон — живописец»
Цели урока:
- продолжить работу над формированием у учащихся понятия о басне, её особенностях, познакомить с содержанием басни «Слон — живописец»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся принципиальность, уверенность в себе, в своих поступках и мыслях
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет С. Михалкова , иллюстрации к басне.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Наизусть прочитать басню «Слон и Моська», стр.108
-Что такое басня?
-Назовите особенности басни.
-Что такое аллегория, мораль и иносказание?
3.Изучение нового материала
* Чтение басни «Слон — живописец»
- Закрепление нового материала
— Перескажите содержание басни.
-Ваше отношение к слону-живописцу?
-Почему гостям Слона не понравился первый вариант картины?
-Почему не понравился второй вариант, ведь Слон выполнил их пожелания?
-Какова основная мысль басни?
-Докажите, что это басня.
-Прочтите выразительно басню.
- Домашнее задание: выразительно прочитать басню «Слон -живописец» , стр.110
- Подведение итогов занятий
Урок 20 Тема урока: С. Михалков « Чудак»
Цели урока:
- продолжить работу над формированием у учащихся понятия о басне, её особенностях, познакомить с содержанием басни «Чудак»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся принципиальность, уверенность в себе, в своих поступках и мыслях
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет С. Михалкова , иллюстрации к басне, видео (мультфильм)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Прочитать выразительно басню «Слон — живописец», стр.110
-Что такое басня?
-Назовите особенности басни.
-Что такое аллегория, мораль и иносказание?
3.Изучение нового материала
* Чтение басни «Чудак» и просмотр мультфильма по интерактивной доске.
- Закрепление нового материала
— Перескажите содержание басни.
— Для чего в жизни нашей нужна реклама?
— В чем ее роль?
— Почему старик передал передумал продавать корову?
— Почему стихотворение называется «Чудак»
-Какова основная мысль басни?
-Докажите, что это басня.
-Прочтите выразительно басню.
-Что общего в двух баснях Михалкова?
- Домашнее задание: выучить басню «Чудак» наизусть, стр 112
- Подведение итогов занятий