Урок 21 Тема урока: И. Шкляревский «Живём в одуванчике»
Цели урока:
- познакомить учащихся с экологическим этюдом;
2.развивать у учащихся речь, мышление и память;
3.воспитывать бережное отношение к природным ценностям.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, озоносфера, шедевр, сигнализация, газета
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 147-149, прочитать и пересказать
3.Изучение нового материала
*Чтение экологического этюда И. Шкляревского «Живём в одуванчике», стр.150-152
*Словарная работа: экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, озоносфера, шедевр, сигнализация, газета
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения текста
*Анализ текста по вопросам:
-О чём этот рассказ?
-Какова основная мысль текста?
-Как автор передаёт эту мысль? При помощи каких х/в средств?
-Каким видится человек со стороны?
-Найдите 10 характеристик человека.
-Найдите 10 противоречий в поведении человека.
-Можно ли надеяться, что человек сможет сохранить природу?
- Домашнее задание: стр. 150-152, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 22 Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением Некрасова;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения;
3.воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Н. Некрасова, видео (мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы»)
Работа со словами: аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун, кабы, копошиться, лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказать или выразительно прочитать экологический этюд
И. Шкляревского «Живём в одуванчике».
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Некрасове:
Некрасов учит нас беречь природу. Язык его произведений близок и понятен. Добрая ирония, простота образов и сюжета заставляет задуматься о таких простых вопросах, как забота о наших младших братьях.
Форма монолога, которую использовал поэт, вызывает у читателя доверие.
* Чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», стр.153
*Словарная работа: : аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун, кабы, копошиться, лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота
- Закрепление нового материала
*Просмотр мультфильма по одноимённому произведению Н. Некрасова.
*Сравните текст с мультфильмом. Есть ли разница?
* Отработка выразительного чтения стихотворения.
*Анализ текста по вопросам:
-Почему дедушке «жалко до слёз» зайцев?
-Как Мазай называет зайцев, какими словами? (найдите в тексте)
-Как это характеризует Мазая?
-Какова основная мысль стихотворения?
- Домашнее задание: стр. 153-155, выразительно прочитать
- Подведение итогов занятий
Урок 23 Тема урока: И.С. Тургенев «Перепёлка»
Цели урока:
- познакомить учащихся содержанием и основной мыслью рассказа «Перепёлка»;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение высказывать своё мнение;
3.воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет И.С. Тургенева, иллюстрация птиц перепелки куропатки
Работа со словами : перепёлка, куропатка, сочиться, хутор
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о И.С. Тургеневе:
Иван Сергеевич Тургенев писал, в основном, произведения о любви к природе. Его герои – чуткие, благородные люди. Красота природы, красота человеческих чувств – тема его рассказов, повестей и романов.
Тургенев подробно описывает чувства и переживания людей.
* Чтение рассказа «Перепёлка» (1 часть), стр.156-157
*Словарная работа: перепёлка, куропатка, сочиться, хутор
*Вопросы по содержанию 1 части:
-Как писатель описывает удовольствие, которое герой испытывал, отправляясь на охоту с отцом?
-Каким должен быть настоящий охотник, по мнению мальчика?
-Какие чувства испытывал герой во время охоты?
*Чтение 2 части рассказа, стр.157-159
*Вопросы по содержанию 2 части:
-Как куропатка пыталась обмануть Трезора?
-Что испытывал мальчик, глядя на раненую перепёлку?
-Почему мальчик считал происходящее несправедливостью? Почему отец считал хитростью поведение перепёлки?
-Как Тургенев показывает, что отец мальчика «страстный охотник»?
-Как изменилось отношение мальчика к охоте после истории с перепелом?
- Закрепление нового материала
*Практическое задание:
-Составьте портрет мальчика, используя слова на стр.159
-Подберите к словам синонимы: неожиданно, посмотрел, подвиг, поступок, очень большой
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 24 Тема урока: Л.Н. Толстой «Старая лошадь»
Цели урока:
- познакомить учащихся с писателем Л.Н. Толстым и его рассказом «Старая лошадь»;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение высказывать своё мнение;
3.воспитывать бережное и уважительное отношение к пожилым людям.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , альбом с материалом о Л.Толстом
Работа со словами : конюшня, кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать или пересказать рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Л.Н. Толстом:
Лев Николаевич Толстой написал много поучительных рассказов для детей вашего возраста. Писатель придавал большое значение воспитанию доброты, сострадания, жалости к беззащитным, слабым, больным, старым людям. Любовь к животным была для русского писателя признаком доброты и душевного тепла.
* Чтение рассказа «Старая лошадь», стр. 160
*Словарная работа: конюшня, кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко
*Вопросы по содержанию рассказа:
-Прочитайте выразительно описание старика Пимена.
-какое чувство в читателе хочет вызвать писатель?
-Что испытывают братья, катаясь на Воронке?
-Какое чувство вызывает у вас герой рассказа, когда он мучает Воронка?
-в чём проявляется мудрость дядьки?
-Над чем заставил задуматься дядька?
-Что переживает герой рассказа после слов дядьки?
-Чему учит рассказ?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 25 Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом Мамина – Сибиряка «Приёмыш»;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение выделять из прочитанного главное и важное;
3.воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и животному миру.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Д. Мамина — Сибиряка
Работа со словами : жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться, затосковать
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать или пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Старая лошадь»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Д. Мамине — Сибиряке:
Рассказ «Приёмыш» написан автором уже знакомой вам «Серой Шейки». Теперь перед вами не литературная сказка, а рассказ, в основе которого лежат произошедшие события.
Как и многие русские писатели, Мамин-Сибиряк считал, что человек, любящий природу, бережно к ней относящийся, не способен на зло, не способен причинить страдания другим. Когда такой человек теряет животных или птиц, ставших ему друзьями, он переживает это, как беду.
* Чтение рассказа «Приёмыш», стр. 163
*Словарная работа: жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться, затосковать
*Вопросы по содержанию рассказа:
-Как в выражении «жить бобылём» проявляется отношение автора?
-С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?
-Как еще можно произнести это слово? Можно ли произнести с интонацией злости, осуждения? Попробуйте.
-Почему смешно со стороны смотреть на Собольку и Приёмыша?
-Почему писатель сравнивает Тараса с ребёнком?
-Каким предстает Тарас в 1 части рассказа? За что его любил автор?
-Каким мы видим Тараса во 2 части рассказа?
-Как автор описывает тоску Приёмыша?
-Как писатель описывает прощание Приёмыша с Тарасом?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
*Выполнение обобщающих заданий на стр.166,168
- Домашнее задание: стр. 163-168, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 26 Тема урока: А. Алексин «Актриса»
- познакомить учащихся с А. Алексиным и его рассказом «Актриса»;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать бережное и уважительное отношение к людям, которые нас окружают, относиться с пониманием к старости и одиночеству других людей.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет А. Алексина
Работа со словами : бессонница, искренне, поспешно, торжество,траурный
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать или пересказать рассказ Мамина-Сибиряка «Приемыш»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Анатолие Алексине:
Анатолий Алексин – детский писатель. Герои его произведений – образованные люди, люди глубоких чувств. Самой большой ценностью для них является совесть и способность делать добро
* Чтение рассказа «Актриса», стр. 169
*Словарная работа: бессонница, искренне, поспешно, торжество, траурный
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:
-Кого ждал у служебного входа герой рассказа?
-Почему герой называет старую актрису волшебной актрисой?
-Как актриса смогла продлить жизнь бабушки героя? Докажите словами из текста.
-Почему герой называет актрису волшебной?
-Почему герой называет характер бабушки удивительным?
-Почему герой решил пригласить в театр бабушку?
-Какое качество характера он проявил при этом?
-Как описывает Алексин детскую влюблённость героя? Найдите это место в тексте?
Что было общего в спектакле и жизни бабушки?
-Почему спустя годы герой пришел на этот спектакль?
-Почему актриса молчит и крепко держит героя за руку? Что она испытывает?
-Чему учит рассказ?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 169-174, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 27 Тема урока: Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»
- познакомить учащихся с идейным содержанием стихотворения Некрасова;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать у учащихся трудолюбие.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Н. Некрасова, иллюстрации к стихотворению
Работа со словами : в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать или пересказать рассказ А. Алексина «Актриса»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Н. Некрасове:
Николай Некрасов пишет о детях. Его маленькие герои из крестьян вынуждены рано познать недетские проблемы. От этого они чувствуют себя почти взрослыми, подражают им.
* Чтение стихотворения «Мужичок с ноготок», стр. 176
*Словарная работа: в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:
-Как автор подчёркивает важный вид ребёнка?
-Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «мужичок», «ноготок»?
-Какие чувства испытывает поэт при виде рёбёнка?
-Случайно ли автор упоминает о «студёной поре», «сильном морозе»?
-Как ребёнок подражает взрослым? Найдите в тексте эти слова.
-Какими словами автор подчёркивает особенности народной речи?
-Какова идея произведения?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 176, выразительно прочитать или выучить наизусть
- Подведение итогов занятий
Урок 28 Тема урока: Г. Сенкевич «Янко- музыкант»
- познакомить учащихся с идейным содержанием рассказа Сенкевича;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать у учащихся отрицательное отношение к жестокости и несправедливости.
Тип урока: комбинированный
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет М. Салтыкова — Щедрина
Работа со словами : барин, помещица, забранит, крепостной, оботри, племянник.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Выразительно прочитать или рассказать наизусть «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова
3.Повторение изученного материала
Игра «Кто помнит?» (учитель зачитывает из учебника отрывки изученных ранее произведений, а учащиеся должны вспомнить название произведения и автора прочитанных строчек. Выигрывает ученик, ответивший больше всех на вопросы учителя)
4.Изучение нового материала
* Рассказ учителя о Г.Сенкевиче:
Г.Сенкевич – русский писатель, посвятивший свои произведения темам жестокости, насилия над крестьянами. Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными.
В своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глупость и трусость, хвастовство и лень, жадность и лицемерие.
* Чтение текста «Янко-музыкант», стр. 178
*Словарная работа: барин, помещица, забранит, крепостной, оботри, племянник.
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:
-Почему писатель называет помещицу «злой»? Докажите это словами из текста.
-Прочитайте сцену страданий девочки. Почему писатель подробно описывает мучения девочки?
-Что испытывает Никанор, видя привязанную девочку?
-Почему девочка отказывается от помощи Никанора?
-Прочитайте ответ помещицы. Какой она показана в этой сцене?
-Как заканчивается рассказ?
-Какова идея произведения?
- 5. Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- 6. Домашнее задание: стр. 179-182, самостоятельно прочитать и пересказать рассказ Г. Сенкевича «Янко- музыкант»
- Подведение итогов занятий
Урок 29 Тема урока: В. Драгунский «Девочка на шаре»
- познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;
3.воспитывать у учащихся чувство прекрасного чудесного.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами : неразборчивый, потеха, суматоха
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ рассказа Г. Сенкевича «Янко-музыкант»
3.Изучение нового материала
* Рассказ учителя В. Драгунском:
Виктор Драгунский – детский писатель, автор знаменитой книги, любимой многими детьми вашего возраста, о приключениях Дениса Кораблёва и его друга Миши Слонова. Драгунский пишет смешные истории, но в этих историях, серьёзных и запоминающихся, есть грустная нота. Дети узнают законы мира взрослых. Иногда это трудные уроки.
* Чтение рассказа «Девочка на шаре», стр. 184
*Словарная работа: неразборчивый, потеха, суматоха
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:
— Как описание цирка передаёт ощущение праздника?
-Какой момент в представлении оказался самым смешным для друзей?
-Почему девочка на шаре произвела такое глубокое впечатление на Дениса?
-Опишите состояние героя во время представления.
-Попробуйте описать состояние Дениса в ожидании следующего воскресения.
-Какие чувства испытал герой, узнав об отъезде девочки?
-Почему у папы Дениса было «очень серьёзное и грустное лицо»? Что он испытал?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 184-191, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий
Урок 30 Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово»
- познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;
3.воспитывать у учащихся желание быть вежливым.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет В. Осеевой, иллюстрации к рассказу «Волшебное слово»
Работа со словами : буркнуть, покоситься, пустяки, поддать, пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать, взъерошить, потрепать, усмехнуться.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»
3.Изучение нового материала
* Беседа:
-Как вы понимаете выражение «волшебные слова»?
-В прямом или переносном выражении оно употреблено?
-Какие «волшебные» слова вы знаете?
-Как вы думаете, почему же они волшебные?
Прочтите небольшое стихотворение на стр.192
Прочтите текст «Почему у гостей Серёжи испортилось настроение?»
-Как принято принимать подарки, даже если они вам не нравятся? Почему?
Давайте посмеёмся, прочитав шуточное стихотворение Г. Остера «Вредные советы», стр.192
-Будете ли вы пользоваться этими советами? Почему?
* Чтение рассказа «Волшебное слово», стр. 196
*Словарная работа: буркнуть, покоситься, пустяки, поддать, пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать, взъерошить, потрепать, усмехнуться.
*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:
-О каком состоянии мальчика говорит его «красное, сердитое лицо»?
-Как разговаривает Павлик со стариком? Вежливо?
-Как разговаривает старик с Павликом?
-Какой совет дал старик Павлику?
-Как вы думаете, какое волшебное слово имел в виду старик?
-Помогло ли волшебное слово Павлику? В каких ситуациях?
-Почему Павлик стал искать старика?
-Чему учит рассказ?
- Закрепление нового материала
* Отработка выразительного чтения рассказа.
- Домашнее задание: стр. 196-199, прочитать и пересказать
- Подведение итогов занятий