Урок 6 Тема: Синонимические ряды
Цели: 1.формировать понятие о синонимическом ряде, о главном (основном) слове в синонимическом ряду;
2.развивать навыки подбора слов к данным синонимам, выделяя ключевые слова;
3.воспитывать внимательное отношение к своим друзьям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: поздравление, интерес, середина
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 4, стр.14
№10, стр.15 (устно)
3.Повторение изученного материала.
Выполнение фонетического разбора слова «течение».
4. Изучение нового материала
-Что такое синонимы? Приведите примеры.
-Сколько синонимов можно подобрать к слову «водитель»? (шофер, пилот, машинист, таксист)
-Чтение текста – правила на стр.16
5.Закрепление изученного материала
* Работа по тексту №1, стр. 16
-Вы любите отмечать свой день рождения?
-Этот день должен быть интересным только для вас?
-Почему?
*Выполнение заданий
№2, стр.17
№3, стр.17
№4, стр.18
№5, стр.18 (составить план к тексту)
1.Подготовка к празднику
2.Воздушные шарики.
3.Застолье.
4.Сюрприз.
5.Вывод.
6. Домашнее задание.
№ 9, стр.18
7.Итог урока.
Урок 7 Тема: Синонимические ряды (продолжение)
Цели:1. продолжить работу над формированием у учащихся понятия о синонимах и синонимическом ряде;
2.развивать навыки подбора слов- синонимов;
3.воспитывать аккуратность, чувство юмора, культуру речи.
Тип урока: урок- закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: начальник, вручить, торопиться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 9, стр.18
-Что такое синонимы?
-Приведите примеры синонимических рядов.
3.Закрепление изученного материала
№ 1, стр. 19 (правильно произносите окончание прилагательных)
Старшего брата
№2, стр.20 (работа по тексту «Сотрудник института Синонимов»)
-Почему рассказ считается шуткой?
-Существует ли на самом деле институт Синонимов?
№3, стр.21 (подбор имен существительных, определение падежа)
Образец: хотеть (чего?) счастья (Р.п.)
Запомните!!!
В синонимическом ряду могут находиться и словосочетания, и фразеологизмы.
Например: Родина, Отчизна, родная земля
Ноль, пустое место, последняя спица в колеснице
№6, стр.21 (подбор синонимов)
№8, стр.21
4. Домашнее задание.
№ 7, стр.21
5.Итог урока.
Урок 8 Тема: Антонимы (повторение)
Цели:1. продолжить работу по формированию у учащихся понятия об антонимах;
2.развиватьнавыки подбора к данным словам антонимов, умение различать формы слов от однокоренных;
3.воспитывать интерес к обычаям и традициям казахского народа
Тип урока: урок — повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: дедушка, урожай, соревнование
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 7, стр.21
3.Повторение изученного материала.
-чтение текста «Национальные обычаи и традиции казахского народа», стр. 22
-Работа по содержанию текста (вопросы, стр. 23)
-Выполнение заданий:
№ 3, стр.23
Вывод: Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Н-р, день – ночь, белый – черный
№ 4 и 5 (1) устно
№5 (2) – самостоятельно
№6, стр.24
формы слова однокоренные (в чем отличие?)
праздник праздник
праздника праздничный
празднику праздновать
4.Закрепление изученного материала
№ 10, 11,17,стр.12-14
5. Домашнее задание.
№ 8,9, стр.24
6.Итог урока.
Урок 9 Тема: Антонимические пары
Цели:1. формировать у учащихся понятие об антонимических парах;
2.развивать умение подбирать к словам антонимы, развивать речь, мышление;
3.воспитывать интерес к творчеству М. Ауезова
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: внимательность, улыбка, возраст, внешний
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 8,9, стр.24
-Что такое синонимы?
-Приведите примеры синонимических рядов.
3.Повторение изученного материала.
* Задание №7, стр.27
Широкий – (что?) широта, белый- белизна, способный – способность, чистый – чистота, утренний — утренник
Вывод: от некоторых прилагательных можно образовать имена существительные при помощи суффиксов: изн, от, ость.
4. Изучение нового материала
*Работа с текстом «Встреча Абая с Айгерим» (отрывок из романа М.Ауезова «Путь Абая»)
*Работа по содержанию текста (ответить на вопросы после текста)
*Теория: Антонимические пары – это антонимы одной части речи, противоположные по смыслу:
ранний – поздний (прилагательные),
Рано – поздно (наречия),
друг- враг (существительные)
5.Закрепление изученного материала
*Выполнение заданий
№3, стр.27
№5, стр27
№8 ,стр.28
6. Домашнее задание.
№ 13,14, стр.28,29
7.Итог урока.
Урок 10 Тема: Омонимы
Цели:1. формировать у учащихся понятия об омонимах;
2.развивать у учащихся умение отличать омонимы от многозначных слов;
3.воспитывать интерес к казахским легендам, отрицательное отношение к скупости.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: развязать, пожалеть, страшный
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 13,14, стр.28,29
-Что изучает лексика?
-Что такое синонимы? Приведите примеры.
-Что такое антонимы? Приведите примеры.
3. Изучение нового материала
-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
-Приведите примеры.
-Как вы думаете слово коса – однозначное или многозначное?
-Какие значения этого слова вы знаете?
Вывод: Многозначные слова схожи по значению, а слово коса – не многозначное, так как значения у этх слов совершенно разные, такие слова, которые совпадают по написанию и звучанию называются омонимами. Например, ключ- родник, ключ – приспособление для открывания и закрывания дверей.
-Чтение теоретического материала в учебнике.
4. Закрепление нового материала
-Самостоятельное выполнение правила, стр.29 №1
-№2, стр.29 (устно)
-№3, стр.30 (работа с текстом)
-Почему данный текст можно назвать легендой?
-Почему отец проклял свою дочь?
-Чему учит казахская легенда?
5.Домашнее задание.
№5,6, стр31+ правило, стр.29
6.Итог урока.