Урок 11 Тема: Фразеологизмы
Цели:1. формировать у учащихся понятие о фразеологизмах как об устойчивых сочетаниях слов;
2.развивать у учащихся речь, мышление;
3.воспитывать любовь к прекрасному.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: удивляться, волновать, волноваться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№5,6, стр31+ правило, стр.29
3. Изучение нового материала
— -Сравните два предложения
— Мой дед просыпается рано.
— Мой дед просыпается ни свет ни заря.
— Являются ли они синонимичными?
Вывод: Ни свет низаря – фразеологизм, т.к. устойчивое сочетание слов, которое имеет единое лексическое значение
4.Закрепление изученного материала
*Задание 1, стр.33 (устно)
*Задание 2, стр.33 (устно)
*Задание 4, стр.34 (письменно)
*Задание 6, стр.34 (письменно)
*Задание 7, стр.34 (чтение текс та «Праздник тюлбпанов»).
-Почему руки голландских садоводов названы золотыми?
-Почему праздник тюльпанов волнует людей до глубины души?
-Найдите в тексте фразеологизмы, замените их одним словом.
*Задание 16, стр.36 (устно)
5. Домашнее задание.
№ 5, стр.34 + правило о фразеологизмах
6.Итог урока.
Урок 12 Тема: Повторение изученного по разделу «Лексика и фразеология»
Цели:1. обобщить и систематизировать знания учащихся по данным разделам;
2.развивать умение составлять синонимические ряды, подбирать антонимы, омонимы;
3.воспитывать интерес к возникновению многоязычья.
Тип урока: урок — повторение
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: жизнерадостный, настроение
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 5, стр.34 + правило о фразеологизмах
3.Повторение изученного материала.
-Работа с текстом «Почему в мире так много языков?»
-Работа по вопросам, стр.38
-Задание 3, стр.38
Образец: Различный, разнообразный, на любой вкус, разный
—— говорить
—— одаренный
—— пахать
——- дело
——- беспорядок
Задание4, стр.38
Образец: говорить – молчать, разный – одинаковый, далекий – близкий, часто – редко, разделить – соединить
Задание7, 10 стр 39.
5. Домашнее задание.
№ 5,стр.38
№ 15, стр.39
6.Итог урока.
Урок 13 Тема: Изложение по тексту «Край поэтических легенд»
Цели:1. Формировать у учащихся умение письменно излагать текст;
2.развивать письменную речь учащихся;
3.воспитывать интерес к легендам, связанным с природой Кокшетау.
Тип урока: урок — контроль
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изложение текста «Край поэтических легенд»
*первичное чтение текста
*вопросы по содержанию текста, стр.41
*составление плана:
1. Край поэтических легенд.
2. Легенда о горе-великане.
3. Легенда об окаменевшем верблюде:
а) красавец-верблюд;
б) призыв Буры во время беды;
в) стрелы Касым – хана;
г) окаменевший верблюд.
*вторичное чтение текста (читают ученики)
*Устный пересказ текста по плану.
*Письменная работа учащихся (изложение текста).
6. Домашнее задание.
Контрольные вопросы, стр.40
7.Итог урока.
Урок 14 Тема: Имя числительное
Цели:1. Формировать у учащихся понятие о числительном;
2.развивать умение различать количественные числительные от порядковых;
3.воспитывать интерес к истории метрополитена.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: метрополитен, метро, эскалатор, комфортабельный
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Контрольные вопросы, стр.40
3. Изучение нового материала
Числительное
(обозначает количество или порядок при счете)
Сколько? Какой?
количественные порядковые
семь, девять,сто, тысяча седьмой, девятый, сотый, тысячный
Запомните!!! Слова «тройка», «двойка» и т.п. – не являются числительными, т.к. отвечают на вопрос ЧТО?
-К какой части речи нужно их отнести?
4.Закрепление изученного материала
*Чтение грамматической сказки «Кто подсчитает?»
-О чём эта сказка?
№3, стр.44
*Чтение текста «Метро» (работа по вопросам)
№5, стр.46
5.Домашнее задание.
№ 7, стр.46
6.Итог урока.
Урок 15 Тема: Количественные и порядковые числительные
Цели:1. Формировать у учащихся понятие о количественных и порядковых числительных;
2.развивать умение правильно согласовывать числительные с существительными;
3.воспитывать желание быть вежливым.
Тип урока: урок — закрепления
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: вертолет, троллейбус, такси, метро
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 7, стр.46
3.Закрепление изученного материала
*На какие группы по значению делятся имена числительные?
*Приведите примеры.
*Работа по опорной схеме
Один два
Одна +сущ. в ед.ч.И.п две + сущ.в ед.ч. Р.п.
Одно три
четыре
один стол два стола
одна книга две девочки
одно ведро три тетради
сто один ученик четыре дома
сто четыре дома
от 5 до 20 и 30 + сущ. во мн.ч.Р.п.
пять столов
двадцать восемь столов
*Выполнение заданий по учебнику
№14
№15
№16 (стр.47,48)
6. Домашнее задание.
№ 19, стр.48 (наизусть)
7.Итог урока.
Урок 16 Тема: Простые и составные числительные
Цели:1. формировать у учащихся понятие о разрядах числительных по составу;
2.развивать навыки правописания числительных (мягкий знак в середине и в конце), умение согласовывать числительные со словами в словосочетании;
3.воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: двое, двоих, двоим, трое, троих, троим, трём, полтора, полутора, полторы
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 19, стр.48 (наизусть)
3. Изучение нового материала
Числительное
простые составные
(из одного слова) (из двух и более слов)
Один, три, сто, двадцать один
тысяча, миллион сто пятьдесят четыре
Ь на конце Ь в середине
5-20,30 50-80,500-900
двадцать пятьдесят
5.Закрепление изученного материала
*Чтение текста «Как мы ездили на метро»
-Правильно ли поступили мальчики? Почему?
*Выполнение заданий №№ 4,6,7,9,стр.51,52
6. Домашнее задание.
№ 8, стр.52
7.Итог урока.
Урок 17 Тема: Склонение числительных 1,2,3 -30
Контрольный диктант «Цветочные часы»
Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о склонении числительных
1,2,3-30; контроль и оценка знаний и умений учащихся;
2. развивать у учащихся грамотность, умение определять падеж числительных;
3. воспитывать у учащихся интерес к истории создания вертолета..
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.
Работа со словами: цикорий, ноготки, одуванчик
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
№ 8, стр.52
3.Знакомство с текстом.
Цветочные часы
Цветы раскрываются и закрываются каждый в своё время. На этом основании один учёный устроил цветочные часы. Утром в четыре часа распускается цикорий. Мак открывается в пять часов, одуванчик – в шесть часов, кувшинка – в семь часов утра. Ноготки открываются в девять часов, а подсолнечник – только в двенадцать.
Закрываются цветы тоже каждый в своё время. К пяти часам дня все дневные и утренние цветы закрываются. После этого начинают открываться ночные цветы. Первым открывается в пять часов табак, в шесть часов – герань, в семь часов – ночная свеча. К десяти часам вечера распускается ночная красавица.
3. Изучение нового материала
Склонение числительных
от 5 до 30 =степь
1=прилагательное
2,3 (смотри на стр.56 и запомни)
5. Закрепление изученного материала
-Чтение текста «Кто изобрёл вертолёт?»
-№5,55
6. Домашнее задание №6,7,стр.55,56
7. Итог урока.
Урок 18 Тема: Склонение числительных 50-80,500-900,200,300,400
Цели:1. формировать у учащихся понятие о склонении числительных;
2.развивать умение склонять имена числительные, развивать речь, мышление;
3.воспитывать осознанное желание соблюдать правила дорожного движения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: грузовик, сторона, такси, мчаться
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№6,7,стр.55,56
3.Повторение изученного материала.
*Чтение текста «Правила дорожного движения»
-Почему надо соблюдать правила дорожного движения?
-Выполните морфемный разбор слов: загорится, зелёный, увидишь, идущий
-Выполните морфологический разбор слова: в правилах
4. Изучение нового материала
У числительных от 50 -80
200-900 склоняются обе части
И. пятьдесят пятьсот двести
Р. пятидесяти пятисот двухсот
Д. пятидесяти пятистам двумстам
В. пятьдесят пятьсот двести
Т. пятьюдесятью пятьюстами двумястами
П. о пятидесяти о пятистах о двухстах
Работа по таблицам учебника
40,90,100 = только две формы: И.п. и В.п. – сорок, сто, девяносто
В остальных падежах — сорока, девяноста, ста
5.Закрепление изученного материала
-Спишите таблицу склонения в тетрадь
-Выполнение заданий № 5,7, стр.59
6. Домашнее задание.
№ 9, стр. 60
7.Итог урока.
Урок 19 Тема: Местоимение
Цели:1. Формировать у учащихся понятие о личных местоимениях;
2.развивать навыки склонения личных местоимений;
3.воспитывать интерес к эпистолярному жанру, желание внимать поучениям родителей.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со словами: чувствовать, запомнить
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 9, стр. 60
3. Изучение нового материала
*Объяснение нового материала
«Местоимение» произошло от слов «вместо имени» т.к. местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Например, он, мой, сколько, кто-то.
Местоимения
личные указательные притяжательные отрицательные неопределённые
1л. Я,МЫ
2л. ТЫ,ВЫ изменяются по падежам
3л.ОН,ОНИ
4.Закрепление изученного материала
*Прсклоняйте личные местоимения (письменно)
*Задание №2, стр.63 (прочтите текст)
-Какова основеая мысль текста?
-Почему надо слушать поучения родителей?
*Задание№ 5, стр.65 (устно)
*Задание № 7, стр.65 (письменно)
* Задание № 8,9 (устно)
6. Домашнее задание.
№ 11, стр.65
7.Итог урока.